Основы теории международных отношений. История накопления знаний о международной сфере, страница 26

Социально-политические воззрения писателя, в том числе и на принципы внутренней и внешней политики сильных мира сего, отражены в трактате «Воспитание христианского государя» (1516 г.). Работа основана на четком тезисе, (выдвинутом и в ранее названной работе) о непонимании людьми того значения, которое идеалы, социальные нормы и ценности, имеют для гармоничного развития общества. Интересно отметить, что эта работа, является своего рода ответом на позицию Н. Макиавелли, изложенную четыре года раньше в трактате «Государь». И если Н. Макиавелли подчеркивал роль силы в политических отношениях, то Э. Роттердамский понимал силу и угрозу ее применения как «способы существования глупости». Соответственно он совсем иначе подходит к международным отношениям. Эразм считает, что возможно ограничить в них роль насилия установлением международных законов, которые были бы приняты всеми государствами. Если итальянец рекомендует государям использовать силу, хитрость и не обращать внимания на «приличия», помнить, что цель оправдывает средства, то Э. Роттердамский категорически против: политика должна быть нравственной, честной, справедливой, а врать плохо...всегда!

Нидерландский ученый осуждает развязывание войн и отвергает теологическую трактовку их возникновения. Он пишет: «Не война ли- рассадник и источник всех достохвальных деяний? А между тем, что может быть глупее, чем вступать по каким бы то ни было причинам в состязание, во время которого каждая из сторон обязательно испытывает гораздо больше неудобств, нежели приобретает выгод? О тех, которые будут убиты, не стоит, ...и распространяться.   А вообще то война ...ведется дармоедами, сводниками, ворами, убийцами, тупыми мужланами, не расплатившимися должниками и тому подобными подонками общества, но отнюдь не просвещенными философами...Не надо оправдываться и ссылками на судьбу или каких-то злых духов: причину раздора ищите в самих людях».

Э. Роттердамский полагал, что войны начинаются не по воле народов, которые ненавидят войны и молят о мире, а по почину государей, «недостаточно просвещенными государями» и считает справедливыми лишь оборонительные войны. Именно мир, а не насилия и войны, воплощают в себе все ценности человеческой культуры. Мир - это «источник, отец, кормилец и защитник всего лучшего, что когда-либо существовало на земле» Без него нет «ничего чистого и святого...нет ничего приятного для людей и нет ничего угодного для богов», писал философ. Запомните знаменитую фразу Э. Роттердамского: «Нет такого худого мира, который был бы хуже самой удачной войны».

Итак, проблема войны и мира и гармоничного развития общества очень сильно волновала голландского философа, он попытался рассмотреть все проблемы и причины войны и мира, развития человечества, законы их совместного сосуществования. Он призывал читателя задуматься, что же все-таки важнее - мир или война и прежде, чем развязывать войну еще раз взвесить все за и против и все же найти для себя все больше положительных сторон в мире, нежели в войне.

Благородным целям установления справедливых отношений между людьми и народами были посвящены работы, представителей этой (либерально-идеалистической) традиции, двух испанцев, двух теологов и членов католических орденов.

Франсиско де Виториа (1480-1546) современник Э. Роттердамского был «воином» доминиканского ордена. Обратите внимание, что именно доминиканцам в 1232 г. папство отдало в ведение инквизицию (безжалостное преследование «еретиков», свободомыслящих, противников папской власти), и члены ордена с гордостью называли себя «псами господними».