Обратите внимание на интересное явление. Для представителей двух традиций в подходе к рассмотрению международных отношений, - и либерально-идеалистической и традиции политического реализма ( например, два великих флорентийца Д. Алигьери и Н. Макиавелли) в период, когда Римско-католическая церковь еще безраздельно господствовала в духовной жизни европейского общества, вдохновляются гуманистическим наследием античной философии и науки и символизируют переход социально-политической мысли от средневековой схоластики к рационализму Нового времени. Они утверждают приоритет светской власти в государстве, открывают путь к познанию не библейских мифов, а реальных явлений, процессов и отношений действительной власти и политики, в том числе и в сфере отношений между государствами.
Но выступая единым фронтом в борьбе за освобождение от церковного влияния в общественной и умственной деятельности, они по-разному оценивали факты и перспективы международной жизни. Политический реализм макиавеллиевского толка сосредоточился на объяснении (анализе) конкретных явлений европейской политики - противоречия, конфликты, войны, переговоры и т. д. Другие мыслители, верящие в моральное и политическое единство человеческого рода и в неотъемлемые, естественные права человека, сосредоточились на поисках идеального общественного устройства, в том числе международного. Они верили, что если принять разумные справедливые, хорошие законы, если заключить направленные на достижение благородных целей международные соглашения, то можно добиться мира, порядка и гармонии как внутри государства, так и в отношениях между ними.. Причем кровавые и насильственные реальности жизни лишь подчеркивали актуальность задачи.
Отметим, что мыслителей этого направления в сравнении с представителями традиции политического реализма объединял принципиально иной подход к вопросам соотношения морали и политики, к природе, целям и возможностям политических действий, особенно в межгосударственных отношениях.. Они отстаивали идею неразрывности политики и морали, и, соответственно акцентировали внимание не на анализе и обобщении того, что «есть» на самом деле, а на том, какими, в соответствии с идеалами, отношения между людьми и народами «должны быть». Поэтому эта традиция и называется этико-правовой или идеалистической; она исходит из принципа долженствования, идеи совершенствования реальности.
К XV - XVI вв. мирская власть накопила дипломатический опыт: проводились конференции на высшем уровне, война объявлялась целой процедурой переговоров, договоров, перемирий, династических браков. К этому ее вынуждал военно-технический прогресс, рост стоимости войны, а постоянная угроза вторжения придавала различным союзам большую значимость, чем в средние века.
В таких условиях союзы стали принимать форму соглашения о совместной обороне (в XX в. это назовут «коллективной безопасностью»). В соглашении 1518 г. приняли участие монархи Священной Римской империи, Англии, Франции, Испании, а также и папа римский. Они пришли к соглашению ввести коллективные санкции против агрессии, направленной против участников соглашения или против одного из союзников. Это соглашение не только отсрочило войну на несколько лет, но и внесло огромный вклад в традицию справедливой войны: этот многосторонний договор дал четкое определение агрессии и назвал такие действия несовместимыми с принципами справедливой войны.
Серьезные изменения претерпела феодальная и католическая система государств Западной Европы. Открылись возможности для развития современных национальных государств, а также капитализма и протестантских религий. XV в. ознаменовался небывалым дотоле подъемом духовной культуры, искусств и наук, но он также стал периодом кровопролитных и почти непрекращающихся войн, кульминацией которых явилась опустошительная Тридцатилетняя война (1618-1648 гг.) и которые продолжались до тех пор, пока над Европой не нависла тень турецкого завоевания. С той пор и ведет свою историю современная борьба за мир.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.