Отметим, что формированию марксизма предшествовал утопический социализм - мечтания, проекты и учения о коренном преобразовании общества на социалистических началах. Само понятие происходит от названия сочинения Томаса Мора «Утопия» (1516 г.). Зародышевой формой идей утопического социализма у всех народов была легенда о прошлом «золотом веке», рисовавшая в идеализированном виде общинный строй и господствовавшее в нем социальное равенство людей. Большое значение для становления утопического социализма имело (унаследованное и от размышлений стоиков о космополисе), социальное учение раннего христианства проповедовавшее общечеловеческое равенство и братство людей.
Французская революция принесла с собой революционизирование идей утопического социализма, а к середине XIX в. развитие общественно политической мысли проявились в возникновении марксизма. Если утописты считали конечной движущей силой общественно-исторического развития смену религиозных и нравственных идей общества, то марксистская философия исходила из признания материальности мира, объективного характера законов его развития, возможности их познания и использования людьми в процессе сознательной деятельности (диалектический материализм). Исторический материализм, как составная часть марксизма, движущие силы и основные закономерности развития мировой истории (исторического процесса) выводил из диалектики производительных сил и производственных отношений. Поэтому и международные отношения объясняются преимущественно с точки зрения социальных отношений. В отличие от якобинской революционности и роли наций и государств в развитии отношений между народами у марксизма в качестве главного определяющего фактора выступает классовая борьба.
К. Маркс (1818-1883 г.) родился в семье адвоката, учился в Боннском и Берлинском университетах, где изучал главным образом философию, право и историю, в 1841 г. получил диплом доктора философии.
Ф. Энгельс (1820-1895 г.) родился в семье текстильного фабриканта. По настоянию отца вынужден был оставить гимназию за год до ее окончания и заняться изучением коммерческого дела. Практически всю жизнь работал в торговых и промышленных фирмах, занимался самообразованием, публиковал работы по проблемам истории, философии, права. В 1842 г. познакомился с К. Марксом и был его другом, единомышленником, соавтором и финансовым спонсором. После смерти Маркса возглавлял международное рабочее движение, проделал гигантский труд по завершению и изданию главного труда Маркса - «Капитала», переизданию его многих произведений и своих работ, объясняющих и развивающих марксистскую теорию. Как отмечал В.И. Ленин, «нельзя понять марксизм и нельзя цельно изложить его, не считаясь со всеми сочинениями Ф. Энгельса.
Что же внесли основатели марксизма в развитие взглядов на природу и подходы к изучению международных отношений?
В статье «К критике гегелевской философии права» (1843 г.) Маркс, в противоположность Гегелю пришел к выводу, что не государство определяет гражданское общество, а наоборот, гражданское общество определяет государство, т. е. экономика определяет политику. Тут же автором формулируется идея о всемирно-исторической роли пролетариата. Целостная концепция материалистического понимания истории изложена в совместно подготовленной Марксом и Энгельсом рукописи «Немецкая идеология». Классическое изложение сущности исторического материализма дано в работе Маркса «К критике политической экономии» (1859 г.)
Марксом и Энгельсом опубликовано огромное количество работ по вопросам колониализма, внешней и международной политики, истории армии и войн, хотя у них нет крупного обобщающего труда по международным отношениям, но в общей марксистской теории присутствует и концепция международных отношений.
В первом программном документе мирового коммунистического движения - «Манифесте коммунистической партии» (1848 г.)авторы с первых страниц заявили себя интернационалистами, противниками национальной однородности и ограниченности.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.