Основы теории международных отношений. История накопления знаний о международной сфере, страница 16

Великий Сократ (около 470-399 гг. до н. э.) в своей этике придерживался строгого рационализма, утверждая, что добродетель тождественна знанию и что человек, знающий, что такое добро, не станет поступать дурно. Политические взгляды Сократа основывались на убеждении, что власть в государстве должна принадлежать «лучшим», т. е. нравственным, справедливым и опытным в искусстве управления гражданам. Важнейшая заслуга Сократа в истории философии состояла в том, что в его практике диалог сделался основным методом нахождения истины. Если ранние мыслители догматически постулировали основные принципы своих учений, то Сократ заложил традицию обсуждения всех возможных точек зрения, заранее не присоединяясь ни к одной из них (т. е. научной дискуссии).Нелишне вспомнить и то, что образ Сократа, нарисованный Платоном с замечательным художественным мастерством, вошел в сознание последующих поколений как высочайший пример кристально честного, независимого мыслителя, ставящего искание истины выше всех других побуждений.

Вслед за Сократом в V в. до н. э., отвергнув большинство социальных институтов, включая и власть, пришли к идеалу человека как гражданина мира (и именовавших себя «гражданами мира», философы школы киников - одной из так называемых сократических школ, основанных учеником Сократа Антисфеном (450-360 до н. э.). Киники стремились не столько к пстроению законченной теории бытия и познания, сколько к отработке и экспериментальной проверке на себе определенного образа жизни. Мыслить по-кинически - только средство; цель - жить по кинически.

Если Сократ еще демонстрировал уважение к наиболее общим заповедям традиционной патриотической морали, то киники с вызовом именовали себя «гражданами мира» (термин «космополит» был создан ими) и обязывались жить в любом обществе не по его законам, а по своим собственным. Т. е. киники довели установки Сократа на справедливость и внутреннюю свободу до крайности. Ученик Антисфена - Диоген Синопский (385-320гг. до н. э.) жил в бочке, сведя до минимума свои потребности и существуя на подаяние; достигнутая таким способом независимость от внешних влияний была доблестью и высшим счастьем (и по рассказам, как то попросил Александра Македонского: «Отойди и не засти мне солнца». Диоген не признавал отечества, единственным законом для себя считал закон природы и называл себя «гражданином мира».

Под влиянием великого Сократа, в проблематике философии его другого ученика Платона (427-347 гг. до н. э.) первоначально доминировала этика,. Разрабатывая ее, Платон позже обратился к рассмотрению вопросов политики, психологии и др. И в своих работах «Апология», «Государство», «Пир» он пытался найти пути совмещения, согласования, примирения нравственности и политики в том числе и между полисами и в отношениях греческих полисов и других государств.

Философия киников, размышления Платона, послужили непосредственным источником формирования другой школы древнегреческой философии, - стоицизма, смягчившего кинические парадоксы и внесшего гораздо более конструктивное отношение к политической жизни и к умственной культуре, но удержавшего характерный для киников перевес этики над другими философскими дисциплинами.

Стоики (или стоицизм) получили это название от слова портик, - галерея с колонами в Афинах, где и была основана эта школа Зеноном из Китиона (город на о. Крит)около 300 г. до н. э. Зенон, Кития и другие философы школы стоиков, стремясь к разумному объяснению природы во имя всеобщего равенства, отвергли идею физического насилия и различия людей по расовому, кастовому и половому признаку. Хотя идеи универсализации мира у стоиков были чисто умозрительными и пантеистическими, учитывая эпоху ярой приверженности своему племени и народу, они стали заметным шагом вперед в развитии общественной мысли. Начиная со II в. до н. э. эти идеи оказывали значительное влияние на жизнь эллинистического и римского общества. Стоицизм просуществовал как учение около 500 лет и делится специалистами на Древнюю, Среднюю и Позднюю (получившую развитие уже в Древнем Риме). Кстати стоиком был и, наверное, самый необыкновенный римский император Марк Аврелий (121-180 гг.), вошедший в историю не только как справедливый, стойкий, непритязательный в военных походах, опытный полководец. но и как мыслитель, автор замечательного философского сочинения «Наедине с собой»