Основы теории международных отношений. История накопления знаний о международной сфере, страница 2

В работе Фукидида «История Пелопонесской войны» (в восьми книгах).дается глубокий анализ отношений между союзами двух греческих полисов: Делосским союзом (возглавляемым Афинами) и Пелопонесским, во главе со Спартой (Лакедемон). 27 лет (431-404 гг. до н. э.) между ними продолжалась крупнейшая в истории Древней Греции. война, охватившая Грецию и греческие города в Южной Италии и Сицилии. Афины осажденные с суши и моря капитулировали (вспомните принцип анаконды американского геополитика Альфреда Мэхэна!). Делосский союз распускался, Афины передавали Спарте свой флот, укрепления Афин и Пирея ликвидировались, признавалась гегемония Спарты в греческом мире. В Афинах устанавливалась власть олигархического режима и «режим 30 тиранов».Кстати, Спарта недолго торжествовала на лаврах, и после поражения от Фив в 371 и в 362 гг. превратилась во второстепенное государство. Пелопонесская война вела к разрушению общественно-политической стабильности и нравственных устоев в греческом мире. Следствием ее был кризис полисных отношений IV в. до н. э., в процессе которого классическая греческая цивилизация прекратила свое существование, расчистив почву для будущей эпохи эллинизма (условное обозначение периода в истории данного региона со времени Александра Македонского [334-324 гг. до н. э.] до 30 г. н. э.).

Кстати Фукидид во время Пелопонесской войны являлся военачальником. После поражения в битве за Амфиполь в 424 г. он был признан виновным в этом и изгнан из Афин на 20 лет во Фракию, где и написал свой труд в самом конце V в. до н. э.

Изучая причины этой многолетней войны, изнурившей, как мы видим и Афины и Спарту, Фукидид заметил, что эти два могущественных лидера союзов с одной стороны постоянно совершенствовали свое оружие и военное искусство, в войнах со своими своенравными союзниками и между собой. А с другой стороны попали в замкнутый круг, когда усиление одного из них вызывало страх и беспокойство соперника, который в свою очередь, укреплял свою оборону, и в конечном счете это неизбежно приводило к новой войне между ними. «Эта междоусобная борьба дошла до неистовой жестокости. Она произвела ужасное впечатление, особенно потому, что подобное ожесточение проявилось впервые...Вследствие внутренних раздоров на города обрушилось множество бедствий...Война «породила в Элладе всяческие пороки и нечестия...и даже самые торжественные заверения и страшные клятвы не помогли умиротворению. Все были твердо убеждены лишь в том, что всеобщей безопасности нет и поэтому каждый должен заботиться о своей собственной безопасности и не доверять другим».

Показывая всевозможные поводы к очередному столкновению, Фукидид подчеркивает их основную, устойчивую причину: взаимное недоверие и опасение, что соперник становится (станет) сильнее и неизбежно будет стремиться использовать это в своих интересах. Отсюда Фукидид делает важный вывод. Причиной насилия, войн между государствами является природа человека, «свойство человеческой натуры»самые низменные черты которого проявляются в экстремальных ситуациях. Война сбрасывает все наносное и дает возможность выявиться внутренней, истинной, звериной сущности большинства человечества. «Относительно людей знаю наверняка, что повсюду, где люди имеют силу, они властвуют по непреложному закону природы. Не мы первые ввели такой порядок, а он существует искони, именно что более слабый укрощается более сильным. Причина всех этих зол - жажда власти, коренящаяся в алчности и честолюбии. Отсюда проистекает и жгучая страсть к соперничеству, когда люди предаются спорам и раздорам....Всегда будет так, что сильные, применяя насилие, будут господствовать над слабым.». Фукидид считал, что к этому сводится общий закон исторического развития.