Основы теории международных отношений. История накопления знаний о международной сфере, страница 3

Таким образом и в отношениях между народами и странами сила и могущество являются основными инструментами в отстаивании интересов государства, его безопасности, богатства и престижа. Да, нужны какие-то правовые нормы во взаимодействиях между странами, однако в условиях конфликта право играет роль только при равенстве сил, а если этого нет, то сильный делает то, что может, а слабый уступает. Греческий историк не абсолютизирует насилие, но отмечает, что нормальные моральные отношения между людьми, в отношениях между государствами не действенны. И тут высшим проявлением нравственности может выступать хотя бы умеренность в проявлении силы: «в конечном итоге, преуспевает тот, кто не уступает равному себе, кто хорошо относится к более сильному, кто по отношению к более слабому проявляет умеренность».

Итак, Фукидид рассматривает войну как универсально-историческое явление и фактор цивилизационного развития. Справедливости ради, отметим, что такой взгляд на войну высказал еще Гераклит. Он говорил: «Война - отец всех, царь всех: одних она объявляет богами, других - людьми...Должно знать, что война общепринята, что война - обычный порядок вещей, и что все возникает через вражду и заимообразно». В своем труде Фукидид придавал первостепенное значение двум факторам, способствовавшим ее возникновению, под углом зрения которых он рассматривал большую часть событий. Во-первых, под влиянием этико-политической философии софистов, в эллинском общественном мнении утвердилась теория права сильного, причем если сначала речь шла о безоговорочном праве сильного государства, то во второй половине V столетия до н. э. приверженцы данной теории все больше склоняются к идее права сильной личности. Во-вторых, Фукидид, рассматривая события военной и политической истории в свете теории сильного государства, приходит к выводу, что власть сильного государства не статична, и если она не расширяется с помощью войны, то имеет тенденцию к сокращению. (Вспомните законы экспансии немецкого геополитика Ф. Ратцеля ).

И еще одно важное наблюдение Фукидида. Он открыл принцип международных отношений, который незыблем и сегодня. Это принцип баланса сил, который способен удержать страны от кровопролития. Скрытой причиной войн пишет историк, «является рост мощи одного из участников международных отношений, вызывающий нарушение сложившегося равновесия». Это остается истиной и сегодня.

Обратите внимание. Фукидид понимал, по крайней мере верил, что его работу по достоинству оценят потомки. Он писал: «мое изложение сочтут достаточно полезным все те, которые пожелают иметь достаточно ясное представление о минувшем, могущем по свойству человеческой природы повториться когда-нибудь в будущем в том же самом или подобном виде». И он действительно предвосхитил многие положения последующего развития теории международных отношений.

Продолжателем классической традиции стал практический (профессиональный) политик и дипломат, Никколо Макиавелли (1469-1527). Он служил секретарем, затем заведующим канцелярией Комиссии Десяти Флорентийской республики. Это был город-государство, и Макиавелли стал фактически министром иностранных дел и обороны. За 15 лет он составил тысячи дипломатических писем, донесений, распоряжений, приказов и проектов государственных законов. Макиавелли совершил более 30 дипломатических и военно-дипломатических поездок с весьма сложными поручениями к различным государям и правительствам республик, встречался и с германским императором и с французским королем и с папой Римским.

Когда Флорентийская республика погибла в результате переворота Медичи, Макиавелли, пройдя через тюрьму и пытки, сосланный в деревню, решил обобщить весь свой опыт в сфере политики и дипломатии. В своем главном политическом сочинении - «Государь» (1513 .) а также в работах «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия (1513-1516), «История Флоренции» (1520-1525) он выдвигает идею «государственного интереса» как основного принципа политики. Анализируя политические нравы того времени, Н. Макиавелли пришел к выводу, что правители руководствуются в общественных делах не нормами нравственности а соображениями политической целесообразности.