Основы теории международных отношений. История накопления знаний о международной сфере, страница 23

Вторая идея заключалась в том, что духовный порядок отличается от общественного. Как сфера духовная, так и сфера общественная предполагала наличие своей собственной власти: в первом случае - это римская католическая церковь во главе с папой, во втором - император. Однако такая идеальная модель компрометировала себя смещением в распределении власти. С одной стороны католическая церковь была крупнейшим землевладельцем в Италии, и контролировала земли и политический миропорядок по всей Европе посредством своих монастырей и епископов. В результате, пока церковь отстаивала свои теократические устремления, императоры от Карла Великого до Фридриха II и Карла V утверждали верховенство светской власти, как части божественного предназначения императора и защиты духовной целостности империи.

С другой стороны, «Священная римская империя германской нации» основывалась не на централизованной власти, а на постоянно меняющихся альянсах между федеральными сюзеренами и королевствами и династических браках. В политической игре императоры становились  то союзниками церкви, то ее противниками. Даже в крестовых походах они продолжали это соперничество. В действительности же имперский мир был «фантомом», иллюзией, маскирующей постоянную борьбу за власть.

Данте Алигьери сорвал покров с этой игры. Участвуя в междоусобных войнах во Флоренции, он встал на защиту города, когда папа решил подчинить себе Флоренцию, из-за чего был вынужден покинуть город под страхом смертной казни. Алигьери создает весьма разоблачительные политические трактаты «О монархии» и «Пир». Он утверждал, что церковь могла бы иметь большую моральную и духовную силу, не будь она отравлена стремлением к мировому господству. Вместе с тем он полагал, что власть императора «является первоосновой всеобщего благоденствия», что сам Господь Бог благословил Римскую империю и дал власть императору. Данте подразумевал такое устройство общества, которое бы сохранило мир и порядок среди королевств в него входящих, и верил, что политическая власть должна опираться на мудрость и справедливость.

В политических трактатах, - «Пир», и «Монархия». уже определен однозначный отказ от средневековой аксиомы о греховной природе светского государства, как и всех общественных учреждений. Д. Алигьери утверждает, что формирование государства это результат добровольного стремления людей к политической ассоциации. Но поскольку человеку свойственны эгоистические желания обладать властью и богатством, то достижение всеобщего счастья и справедливости невозможны без существования какой-то надгосударственной силы. Такой силой Данте считал «вселенскую» монархию. Он писал: «необходимо, чтобы вся земля и все, чем дано владеть человеческому роду, было Монархией, то есть единым государством, имело одного правителя, который   удерживал бы остальные государства в пределах их владений, чтобы между ними царил мир..., учитывал различные условия в мире, обладал бы для распределения различных и необходимых повинностей всеобщим и непререкаемым правом повелевать членами этого союза. Такой высокий долг называется не иначе, как Империей... Тот же, кто поставлен выполнять эту обязанность, именуется императором».

Как видим, для политической философии поэта характерно представление о мире и гармонии как основе счастья каждого человека. Соответственно в «Пире» и «Монархии» предлагается создание и устройство государственных органов, институтов, их деятельность , в том числе и внешнеполитическая («установление мира между народами-государствами и королевствами») на основе этики - науки о совершенном поведении, законности, морали, идеальной организации. Хорошо зная историю Древнего мира, Данте несколько идеализировал роль римского права, наличие там и перегринского права. Знал он и мнение Цицерона о необходимости признания естественного права.

Итак, в своих политических трактатах Д. Алигьери утверждая преимущества, приоритет светской власти над духовной создает, для достижения счастья и свободы всех людей проект всемирного государства, - империи или «вселенской монархии». Поэт видел в своих мечтах единую, светскую Европу.