Основы теории международных отношений. История накопления знаний о международной сфере, страница 38

В 1774 г. Т. Пейн прибыл в Филадельфию, где близко сошелся с Б. Франклином, Д. Адамсом, Т. Джефферсоном, - идеологами будущей американской революции. Вскоре тут публикуется памфлет Т. Пейна «Здравый смысл», направленный против английской монархии и призывавший к борьбе за освобождение Америки от колониальной зависимости. Памфлет раскрывал порочность монархических, клерикальных и вытекающих из них экспансионистских и милитаристских правил в международной политике, и ускорил развитие политической ситуации в английских колониях. 4 июля 1776 г. собравшийся в Филадельфии Конгресс 13 английских колоний североамериканского континента принял «Декларацию независимости», провозгласившую Соединенные Штаты Америки свободными и независимыми штатами. Американская революция прервала многовековое безраздельное доминирование Европы в экономическом, военном и научно-техническом развитии и заложила основания мировой политической структуры XIX-XX вв.

Автором «Декларации независимости» был Томас Джефферсон (1743-1826) - адвокат и член Законодательного собрания Виргинии, избранный первым континентальным конгрессом колоний Председателем Комитета безопасности.

По сути дела Декларация явилась политическим кредо ее автора. Т. Джефферсон писал: «Мы считаем самоочевидными истины: что все люди созданы равными и наделены Творцом определенными (врожденными) и неотъемлемыми правами, среди которых - право на жизнь, на свободу и на стремление к счастью». Впервые в человеческой истории было провозглашено, что народ является единственным вершителем своей судьбы, что власть правительства основана лишь на «согласии управляемых», и, если народ решил, что власть угрожает их «безопасности и счастью», его «право на революцию не подлежит никакому сомнению».

Важно помнить, что мировоззрение Т. Джефферсона неотделимо от развития научной мысли Европы, еще обучаясь в колледже, творец американской демократии помимо богословских дисциплин изучал физику, математику, философию, историю, географию, литературу, юриспруденцию. Он увлекался произведениями Вольтера, Монтескье, Руссо и Бэкона. Но любимой книгой Томаса стал труд Локка «Опыт о человеческом разуме». Позже этот труд стал основой для его деятельности в качестве идеолога американской революции. Джефферсон следовал учению о естественных правах человека Д. Локка, заменив в его формуле «жизнь, свобода и собственность» понятие «собственность» на «стремление к счастью», по его собственному признанию, ради придания документу особого звучания. Не случайно в «Декларации независимости» понятие «международные отношения» получило свое действительное значение, а в средневековой истории они носили характер межмонархических отношений.

Обратите внимание на интересный факт. Т. Пейн явился в Америку как символ европейской демократической и свободолюбивой мысли и вдохнул свежие силы в освободительную революцию против метрополии. А в 1782 г. отец американской демократии едет в Европу послом США во Францию и, образно говоря, передает ей «факел свободы», как детонатор французской революции 1789 г., взорвавшей монархический миропорядок. Французская революция, вслед за американской революцией провозгласила республиканское национально-государственное устройство.

I.2. Идеи Французской революции ь1789 г.

«Декларация прав человека и гражданина», принятая Национальным собранием 26 августа 1789 г. - главный политический манифест французской революции. В первой статье Декларации, состоящей из 17 статей, провозглашалось: «Люди рождаются и остаются свободными и равными в правах». Статья третья упраздняла монархический строй: «Источником всякой верховной власти является нация: ни одно учреждение, ни одно лицо не может осуществлять власть, если она не исходит непосредственно от нации». Следовательно, этот манифест революции утвердил принципы государства-нации. Таким образом, либеральные идеи европейского Просвещения, воспламенившие освободительное движение в английских колониях Северной Америки, во французской революции обрели классически отточенные формы в «Декларации прав человека и гражданина».