Основы теории международных отношений. История накопления знаний о международной сфере, страница 22

Парадоксально, но этот теолог, верный слуга Ватикана, предвосхитил наступление эпохи Возрождения, обогащая теологию обращением к античному наследию и способствуя в конечном счете отказу от религиозной схоластики и утверждению светского, гуманистического мировоззрения. Многие специалисты считают, что Фома Аквинский, анализируя реальные политические процессы в Европе, трансформацию отношений между христианскими странами по отношению друг к другу и к  папскому престолу, понял бесперспективность  существования «всемирной и однородной политической системы», основанной на идее «божественного сообщества». Христиания как единая политическая система, где папа - духовная власть правит земными царями, направляет их и контролирует, и через религию цементирует единую Европу - Священную Римскую империю, эта Христиания не имеет будущего

Подтверждая в своих трактатах божественный характер государственной власти, Аквинатус вместе с тем считал ее первичным источником политическую общность людей, народ. Поэтому некоторые специалисты иногда называют теолога предшественником теории народного суверенитета, т. к. его воззрения отражали признание прав государств и политических сообществ на автономное существование на основе естественного права божественного происхождения. Не случайно Ф. Аквинский акцентирует внимание не на божественном промысле, а на характере государственной власти, ибо в земной жизни все решают люди, исходя из своих интересов. И именно тому, как должен вести себя государь, как он может справедливо править. посвящен трактат теолога «О правлении государей». Это по сути - учение о государстве. И если Святой Августин считал, что государство возникло в результате грехопадения человека а политическая власть существует для того, что бы стать заслоном на пути зла и преступлений, то у Аквинатуса политическая власть выступает авторитетным учреждением, устанавливающим и предписывающим правила для общего блага.

Ф. Аквинский в трактате «О правлении государей» последовательно проводит идею о необходимости разработки государственных законов, о обязательности их выполнения, как и уважения прав жителей государства. Цели законов - защита интересов, важных для всех. И справедливые законы государства совпадают с требованиями совести. Правители, издающие несправедливые законы - тираны, и могут быть на законном основании свергнуты. Этот первый важный шаг к утверждению мысли, что на земле не бог а человек главная ценность был поддержан и продолжен великим флорентийцем, знаменитым поэтом, создателем современного итальянского языка и автором «Божественной комедии»

Данте Алигьери (1265-1321), - одна из первых звезд Возрождения (фр. - Renaisance). Вспомним, что Ренессанс отражал такие черты культуры Возрождения, как его светский и антирелигиозный (антиклерикальный) характер, гуманистическое мировоззрение, обращение к культурному наследию античности, как бы его возрождение (отсюда название). Творчество Алигьери проникнуто пафосом утверждения идеала гармонической, раскрепощенной, творческой личности, верой в безграничные возможности человека, его воли и разума.

Пожалуй главное, что сделал Данте Алигьери в развитии данной исторической традиции - он поставил под сомнение концепцию христианского мира. Она основывалась на двух идеях. Первая заключалась в том, что христиане отличаются от других народов облагораживающим воздействием религии. Такая позиция вела к тому, что, пока ведутся войны против турок, мусульман и других народов, угрожающих европейской цивилизации, в самой Европе важно сохранить мир. И действительно, Папа Урбан II объявил крестовый поход инструментом мира в Европе. «Да прекратятся распри между вами, - призывал он, - да прекратятся ссоры и закончатся войны, да умрут вражда и раздоры. Отправимся же в путь за гробом Господним, очистим землю ту от детей сатаны и покорим их воле нашей». Таким образом, римская церковь, провозгласив политику имперского господства, обосновала миссию необходимостью христианизации мира.