Основы теории международных отношений. История накопления знаний о международной сфере, страница 18

Благодаря новому научному подходу, предложенному Посидонием, многие этносы (например, британцы, кельты) включались в реальное географическое и политическое пространство, изменялось представление о варварах как жестоких агрессорах и рабах по природе. Идея естественного равенства различных народов становилась популярной и требовала признания недопустимости насильственных враждебных мер по отношению к ним, ставя их в один ряд с греками и римлянами.

Луций Сенека (4-65 гг.) ., римский философ и писатель, автор трагедий «Эдип», «Медея» и др., ощущал пропасть между неоправданной жестокостью человеческой жизни и его верой стоика в разумную, гармоничную природу: «Мы все сумасшедшие, - писал он. - За тайные преступления, караемые смертью, мы прославляем своих военачальников, коль свершают они их открыто. Природой суждено быть человеку самым нежным, кротким из всех ее созданий, а мы с бесстыдством обагрили кровью руки...". Сенека пришел к выводу, что «человеку присуще быть гражданином всей земли, без границ и пределов, сверяя путь земной свой с солнцем». Величайшая мудрость заключалась в том, чтобы отказаться от власти в обществе ради власти над своим духом, стремясь достичь истинного спокойствия.

Философ пытается преодолеть пропасть, которая в учении стоиков отделяет нравственного мудреца (появляющегося, по словам Сенеки, раз в 500 лет) от безнравственных безумцев, к числу которых относились все прочие люди. Сенека был воспитателем будущего императора Нерона, после его вступления на престол в 54 г. в течение ряда лет оказывал решающее влияние на управление империей. Вероятно повзрослевшему, и согласно источникам, жестокому, самовлюбленному, развратному императору, репрессиями и конфискациями восстановившему против себя разные слои римского общества, взгляды своего учителя были не по нраву и он приказал Сенеке покончить жизнь самоубийством.

Мир (космос)представлялся стоиками, как единое разумное существо, организующее все свои части в целесообразно устроенное целое. Первое естественное побуждение человека - стремление к самосохранению; в силу разумной природы человека это «расположение к себе» распространяется и на других людей, и на все человечество; благодаря причастности всех людей к космосу (единому миру) они являются гражданами единого мирового государства - Космополиса. При этом люди должны участвовать в общественной жизни реального государства, если только это не принуждает к безнравственным поступкам. При невозможности жить и действовать разумно и морально стоики считали оправданным самоубийство.

Конечная цель человека, счастье, определяется как жизнь согласно природе, логосу. Соответственно этический идеал стоиков - индивид, действующий сознательно, вне зависимости от внешних обстоятельств в согласии с природным законом, все его поступки правильны, так как они исходят из постоянного добродетельного склада души, внутренней невозможности поступить иначе. В этих поступках важно не достижение внешней цели, часто не подвластное человеку, а только этический характер действия и отношения человека к миру и к другим людям, всецело зависящий от самого человека.

Итак, выделим главное для нашей темы. Мир - это единый саморазвивающийся организм. Все люди - граждане Космоса как мирового государства, и все они, без различия их расовой и национальной принадлежности, религиозных верований будут равными и разумными ибо самоуважение к себе естественно распространяется на других, людей , на все человечество. Следовательно взгляды стоиков основываются на вере в моральное и политическое единство человеческого рода. А значит на убеждении, что возможно достижение вечного мира между народами и странами. К сожалению, выдвинув идею Космополиса, стоики не оставили оформленной политической доктрины.