Основы теории международных отношений. История накопления знаний о международной сфере, страница 41

Фихте считал что пришло время революционных войн и подчеркивал, что «пока Германия еще  спокойна, пока бурлящий поток еще не вышел из берегов надо внедрять в массовое сознание понятие о праве». Он отвергал право войны, «она вообще не является правовым состоянием...вряд ли можно найти что-либо более несуразное, чем понятие право войны» Немецкий философ воспринимал принципы свободы, равенства, республиканского строя, государства-нации и превращения жителей стран из подданных в граждан, в равной степени обладающих правами участвовать в выражении общих интересов нации, наконец, новые принципы международного права, - как вдохновляющий стимул революционного преобразования Германии.

Но постепенно в мышлении Фихте совершался поворот от прославления идеалов свободы к утверждению того, что немецкая нация наделена великой судьбой.. Уже в «Патриотических диалогах» (1799 г.) заметен националистический оттенок его политической философии, мнение о том, что немецкий народ более других предрасположен к выражению общечеловеческого духа. А в «Речах к немецкой нации» (1807) уже утверждается мысль о ее превосходстве, и, в потенциале, обоснование пангерманизма и будущей германской экспансии: «Подлинная философия, философия независимая и сложившаяся, та, что посредством явлений проникает в суть вещей, не исходит из той или иной индивидуальной жизни: она, напротив, исходит из чистой и божественной абсолютной жизни, которая остается вечной и существует в вечном единстве...Эта философия, собственно говоря, является немецкой, то есть, если кто-то действительно становится немцем, он не может мыслить иначе». Налицо концепция национальности как коллективной личности, имеющей свое особое призвание. Идея предназначения отдельных наций завершается в философии истории Фихте.

Очевидна трансформация взглядов немецкого философа. Ученик и последователь И. Канта, автор хвалебной рецензии на рассуждения учителя «О вечном мире» завершает свою научную деятельность философским обоснованием превосходства германской нации и ее агрессивной внешней политики.

Георг Вильгельм Гегель, как и И. Фихте не оставил работ по международным отношениям, но в его сочинениях по философии, истории, праву ( «Феноменология духа», «Наука логики», «Энциклопедия философских наук», «Философия истории»,«Философия права» и др.) излагались фундаментальные взгляды на мировое развитие.

Французская революция вызвала явное одобрение студента Тюбингенского университета Георга Гегеля. Он оценил ее как высшее проявление «мирового духа». Но позже идея нации и немецкой национальной исключительности соединилась у Гегеля не просто с оправданием, но с апологией войны. Взгляды Гоббса о том, что анархический характер международных отношений определяет их как «война всех против всех», Гегель изложил в философско-правовой интерпретации: « Принцип международного права как всеобщего, которое в себе и для себя должно быть значимым в отношениях между государствами, состоит, в отличие от особенного содержания позитивных договоров, в том, что договоры, на которых основаны обязательства государств по отношению друг к другу, должны выполняться. Однако так как взаимоотношения государств основаны на принципе суверенности, то они в этом аспекте находятся в естественном состоянии по отношению друг к другу и их права имеют свою действительность не во всеобщей, конституированной над ними как власть, а в их особенной воле. Поэтому названное всеобщее определение остается долженствованием, и состояние между государствами колеблется между отношениями, находящимися в соответствии с договорами и с их снятием»

Кантовскую концепцию вечного мира Гегель отверг, считая, что он не только не достижим, но губителен, поскольку в мирное время «люди погрязают в болоте повседневности; их частные особенности становятся все тверже и окостеневают», между тем как «для здоровья необходимо единство тела, и, если части его затвердевают внутри себя, наступает смерть» Таким образом, «мирное сожительство» народов невозможно, поскольку «если известное число государств и сольется в одну семью, то этот союз в качестве индивидуальности должен будет сотворить противоположность и породить врага».Более того, Гегель считает, что войны в принципе необходимы: « Высокое значение войны состоит в том, что благодаря ей...сохраняется нравственное здоровье  народов, их безразличие к застыванию конечных определенностей; подобно тому, как движение ветров не дает озеру загнивать, что с ним непременно случилось бы при продолжительном безветрии, так и война предохраняет народы от гниения, которое непременно явилось бы следствием продолжительного, а тем более вечного мира». Насилие в истории народов - «великая акушерка нового человечества».