Основы теории международных отношений. История накопления знаний о международной сфере, страница 25

Начало ей было положено осуждением насилия и призывами покончить с кровавым безумием войн. Особенно в этом хоре выделялся голос Эразма Роттердамского

Эразм Роттердамский (1469-1536) Это псевдоним  Герхарда Герхардса, великого нидерландского (голландского) ученого и писателя. Э. Роттердамскому очень соответствует определение «христианский гуманист». Он отстаивал свободу мысли и дела, ясность духа, высмеивал любую ( религиозную, политическую) одержимость и был уверен, что миролюбие, воздержанность, образованность, здравый смысл - вот ориентиры для человеческих отношений..

Признанный лидер европейских гуманистов, Роттердамский страстно заклеймил войны в своем классическом труде «Жалоба мира» и в меньшем по объему, более изящном сочинении «Адагии, или Пословицы». Он утверждал, что человеческой природе присуще стремление к миру, а не к войне, и что законной власть делает не наличие силы, а то, как эта сила служит общему благу. Исходя из принципов рационализма и христианской этики, он объявлял войну делом и бессмысленным и греховным. В книге «Пословицы» Роттердамский пишет: « Среди самых известных пословиц, используемых в литературе, есть следующая: «Война сладка для тех, кто ее не испытал». И если есть что-то в жизни, чего надо избегать любой ценой, беречься и остерегаться, так это война. Нет ничего более безнравственного, более гибельного, всеразрушающего и всепроникающего, более отвратительного, более недостойного звания человека, не говоря уже о христианине. И я не говорю уже о последствиях войны, какой бы успешной и правой она не была: тяжелый труд крестьян, завышенные подати землевладельцев...столько вдов, сирот, в стольких домах траур...Что же касаемо вреда, наносимого морали, так... война питает презрение к долгу, неуважение к закону, готовность на любое преступление. И самое страшное то, что эту чуму нельзя удержать в границах, она подобно заразной болезни, охватывает все новые земли, сея всеобщий беспорядок...Война порождает войну. Замысел воплощается в реальность, а конфликт разрастается до всеобщей бойни».

Представления Роттердамского об отношениях между странами отражены в трактате «Жалоба мира», где он первым из мыслителей Нового времени предложил договорным порядком закрепить существующие тогда границы. Это переведет анархичное состояние международных отношений в стабильное положение. А для этого надо ограничить права верховной власти государства. Конечно для того времени это было нереальным, но нидерландский мыслитель предвосхитил один из основополагающих принципов устава ООН, современного международного права о нерушимости границ.

Наиболее ярко свод взглядов Э Роттердамского по всем вопросам человеческого существования представлен в его самой известном произведении - шутливой проповеди «Похвала глупости». В интерпретации ученого глупость - это, прежде всего непонимание того значения, которое имеют социальные ценности и идеалы для обеспечения успешного развития общества. Наряду с этим глупость - это и неумение, неспособность, а иногда и нежелание руководствоваться критериями правого и должного для различения хорошего и плохого, доброго и злого, справедливого и несправедливого в жизни людей.

По убеждению голландского мыслителя, глупость не так безобидна, как это иногда представляют. Она не терпит рядом с собой ничего такого, что в какой-то мере отличалось бы от нее самой.. Помимо невежества, опорой глупости является сила. Угроза силой и ее применение фактически являются способом существования глупости и всего того, что за ней стоит. Насилие и произвол - основные аргументы глупости по защите своих позиций. Поэтому ограничения социального диктата и войн в концепции Э. Роттердамского составляет существенную часть борьбы за утверждение разумных начал в жизни людей. Именно эти позиции лежат в основе подхода мыслителя к вопросу отношений и между народами и государствами.