Основы теории международных отношений. История накопления знаний о международной сфере, страница 42

А теперь вы обязательно вспомните концепции немецких геополитиков К. Ратцеля и К. Хаусхофера и сравните с тем что писал до них Г. Гегель: «Народ как государство есть дух в своей субстанциональной разумности и непосредственной действительности, поэтому он есть абсолютная власть на земле. Мировой дух совершает восхождение в осознании свободы, исторически воплощаясь в нациях». Народы по Гегелю, есть общности, сообщества, связывающие индивидуумов с мировым духом. Дух народа формируют география, климат, религия, порождая неравенство в историческом развитии. К примеру, Африку Гегель вообще рассматривал как «детскую страну», лежащую «за пределами для сознательной истории». «Африканец в своем не знающем различий рассредоточенном единстве еще не дошел до этого отличения себя как единичного от существующей всеобщности, вследствие чего совершенно отсутствует знание об абсолютной сущности, которая была бы чем-то иным, более высоким по сравнению с ним самим. Негр, как уже было упомянуто, представляет собой естественного человека во всей его дикости и необузданности: следует совершенно отрешиться от благоговения и нравственности, от того, что называется чувством, чтобы правильно понять его; в этом характере нельзя найти никакой гуманности».

Сравнивая народы Восточной и Западной Европы, Гегель соглашался с тем, что «часть славян приобщилась к западному разуму», однако, по его теории, «вся эта масса» народов Восточной Европы» до сих пор не выступила как самостоятельный момент в ряду обнаружений разума в мире. Напротив, со времен Римской империи «назначение германских наций заключалось в том, чтобы быть носителями христианского принципа и осуществить идею как абсолютно разумную цель. Именно Германия избрана провидением стать пристанищем абсолютного, мирового духа, примирить «как явившую себя внутри самосознания и субъективности объективную истину и свободу, осуществить которую было предназначено северному началу германских народов».

Итак, по мнению Гегеля, мир бессмертен в диалектике жизни и смерти эпох, обществ, цивилизаций, одни из них умирают, рождая другие, совершающие дальнейшее восхождение к познанию абсолютного духа, В некоторые эпохи тот или иной народ призван совершить свою миссию, применяя насилие, прибегая к экспансии, к империализму в отношении других народов. Таковой была эпопея войн Французской революции и Наполеона, а теперь, мол пришло время Великой Германии.

Подведем итоги трансформации взглядов Фихте и Гегеля. Два молодых немца - студент и начинающий преподаватель университета с энтузиазмом встретили Французскую революцию, испытали влияние ее революционных, демократических гуманистических идей , в том числе и новые принципы международного права провозглашенные в «Декларации прав народов» и утверждающие независимость и суверенитет всех народов, невмешательство в дела других стран и т.д.. Это и было верным направлением к вечному миру. А завершили свои научные изыскания Фихте и Гегель (касаясь сферы международных отношений) философским обоснованием особой роли Германии и ее экспансионистской внешней политики.

II Марксизм о природе международных отношений.

Вслед за якобинцами, революционную парадигму (традицию, подход) развивали К. Маркс и Ф. Энгельс. Основой подхода якобинцев к международным отношениям было утверждение государства-нации, признание верховной власти нации, суверенитета народа, признание субъектом международного права суверенный народ и признание возможности (правомерности) распространения, внедрения в другие страны принципов свободы, равенства, братства. Основоположники марксизма так же считали, возможным достижение вечного мира, но путь к нему лежал, по их мнению, не через моральное совершенствование, как думали И. Кант и др., и не только через насильственное революционное внедрение на земле республиканских идеалов и революционные войны, как думали якобинцы, а через классовую борьбу и социалистическую революцию. Марксизм выводит объяснение отношений между народами из социальных отношений общества.