Основы теории международных отношений. История накопления знаний о международной сфере, страница 7

Ход его рассуждений таков. От природы люди любят свободу и господство над другими. Но забота о самосохранении и о более благоприятной жизни, т.е. о безопасности заставляет их накладывать на себя узы, живя в государстве.. Им необходимо прийти к согласию, которое строится на соглашении и общей власти. Общая власть способна защищать людей от вторжения чужеземцев и от несправедливостей, причиняемых друг другу. Но для этого она должна быть единой, сосредоточенной в руках одного субъекта (индивидуального или коллективного). Единство власти заключается не только в том, что она персонифицируется в едином субъекте, но и в том, что общая власть как бы учреждается каждым человеком.

Гоббс подробно рассматривает пути учреждения верховной власти, ее признаки  и прерогативы (исключительные права).

Именно государство, подчеркивал мыслитель, созданное в целях обеспечения мира и безопасности, в состоянии гарантировать соблюдение естественных законов, придавая им характер законов гражданских. Гражданские законы, по своему содержанию совпадают с естественными законами и отличаются от них только тем, что опираются на силу государственной власти.

Гоббс считал, что всеобщий отказ от права на все может обеспечить мир только в том случае, если оно переносится на одно лицо, берущее на себя ответственность за мир и безопасность людей. Это единое лицо, обладающее властью над всеми, является искусственным телом. «Таково рождение того великого Левиафана или, вернее (выражаясь более почтительно), того смертного Бога, которому мы под владычеством бессмертного Бога обязаны своим миром и своей защитой. Ибо благодаря полномочиям, отданным ему каждым отдельным человеком в государстве, указанный человек или собрание лиц пользуется такой огромной сосредоточенной в нем силой и властью, что внушаемый этой силой и властью страх делает этого человека или это собрание лиц способным направлять волю всех людей к внутреннему миру и к взаимной помощи против внешних врагов».

Английский философ считал что неправильных форм правления не бывает и все они (монархия, аристократия, демократия)  при соблюдении принципа абсолютности власти имеют право на существование. Однако одна из них - монархия, все же наиболее целесообразна. Хотя Гоббс и называет государство смертным Богом, подчеркивая бесспорные преимущества, которые дает жизнь в государстве сравнительно с естественным состоянием, он отнюдь не обожествляет людей, стоящих у власти. Они столь же порочны, как и все остальные. Преимущества монархии Гоббс выводит, сравнивая ее с иными формами правления и анализируя «неудобства» власти как таковой.

Называю основные (убедительные и сегодня!) причины, по которым Гоббс отдает предпочтение монархии:

1. При монархической форме правления чаще всего происходит совпадение интересов суверена и подданных. Ведь «богатство, могущество и слава монархов обусловлены богатством, силой и репутацией его подданных». А что касается демократии и аристократии, то там «личное благополучие лиц продажных и честолюбивых (т.е. тех, кто находится у власти) обеспечивается не столько общественным процветанием, сколько чаще всего вероломным советом, предательством или гражданской войной».

2. Во-вторых, даже если монарх захочет увеличить богатства «своих детей, родственников, фаворитов и даже просто льстецов», то с этим подданные еще могут мириться, ибо у одного человека их не может быть слишком много. При аристократии, и особенно при демократии, существует огромное количество демагогов «и с каждым днем прибывают все новые, столько же тех, кто хочет обогатить своих деток, родственников, друзей и подхалимов», а это невозможно без притеснения граждан.

3. В монархии решения принимаются быстрее и они, как правило, более обдуманы. В собраниях всегда говорятся пылкие и часто бессмысленные речи, там невозможно сохранить никакой тайны, сталкиваются различные мнения, рождаются противоборствующие партии и т.п. В общем монархия обладает всеми недостатками, свойственными власти вообще, но в наименьшей степени в сравнении с другими формами правления.