Организация управления газодобывающим предприятием (Книга для специалистов, занимающихся эксплуатацией и проектированием объектов добычи и подготовки газа и конденсата, а также для работников ИВЦ газодобывающих предприятий), страница 60

Наиболее существенное влияние на точность расчетов оказы­вает коэффициент гидравлического сопротивления ствола сква­жины. В связи с этим предлагается алгоритм расчета коэффи­циента гидравлического сопротивления, который проводится на основании статистической информации, собранной по результа­там замеров устьевых параметров.

Коэффициент гидравлического сопротивления Хс зависит от различных факторов

Xc=/(Re,e, P, Fr, We, jT, p)f

где Re — критерий Рейнольдса для газового потока; е—коэффи­циент относительной шероховатости; р— концентрация компо­нентов в газе; Fr —критерий Фруда; We — критерий Вебера; \i — приведенная вязкость; р — относительная плотность.

Использование для практических расчетов существующих эк­спериментальных и теоретических формул для определения ко­эффициента гидравлического сопротивления при движении газоконденсатной смеси по стволу скважины осложнено тем, чта в каждую из этих формул входят параметры, определение которых связано с большими трудностями и в большой степени зависит от условий работы и конструкции скважины.

Все это приводит к тому, что общий коэффициент гидравли­ческого сопротивления удобнее всего находить, используя ре­зультаты исследования скважин по следующей формуле:



X


где Gr— весовой расход газа; Gni — весовой расход жидкости; /' — площадь поперечного сечения фонтанных труб;

F = ягё„/4;

рем — относительная плотность смеси; а= (Т^аб — Ty)/Lc — тем­пературный градиент.

Таким образом, по замеренным параметрам Gr, Gm, р3аб, ^забг ру, TY можно найти истинный коэффициент гидравлического со­противления Кс для действующей скважины.

Порядок расчета.

1.  Ввод исходных данных.

2.  Для давлений и температур газового   потока   на   забое'
(Рз&би> *ывц) и устье (pYij, tyij), измеренных для /-го отборам
газа на iскважине, определяются средние давление и темпе­
ратура в стволе скважины рСрц и /срг>

3.  Для вычисленных рс-рц и tCpij определяется   средний по*
стволу скважины коэффициент сверхсжимаемости zcp.

4.  Рассчитывается коэффициент гидравлического сопротивле­
ния Xci-

5.  На этом расчет заканчивается. Коэффициент гидравличе­
ского сопротивления ХС{ выводится на печать.

РЕГУЛИРОВАНИЕ РЕЖИМОВ ЭКСПЛУАТАЦИИ ГАЗОСБОРНЫХ ШЛЕЙФОВ

Для выбора технологических режимов работы УКПГ при! различных режимах отбора газа из скважины, а также для обес­печения надежности работы газосборных шлейфов необходимо* знать температурный и гидравлический режим работы шлей­фов. Решение данной задачи позволяет рассчитать не только-температурный и гидравлический режим работы шлейфов и определить потери давления и температуры газа в шлейфах, ж>' и давление и температуру газа на выходе из УКПГ, знание1 которых необходимо для задания режимов их работы.

Результаты расчета: температурные и гидравлические потери; в шлейфе, давление и температура газа в конце шлейфа на вхо­де в УКПГ, а также теплоемкость газа и коэффициент сверх­сжимаемости.

При расчете приходится оперировать со средними по шлей­фу давлением рср, температурой Гср, удельной теплоемкостью4 ср Ср и. коэффициентом сверхсжимаемости zcp, которые заранее1 неизвестны и меняются с течением времени и изменением режи­мов работы шлейфов. Поэтому расчет давления и температуры газа в конце шлейфа проводят также по циклической программе,., основанной на методе итерации.

Алгоритм решения задачи состоит из   следующих   этапов-;1. Задаются начальные давление и температура газа в конце* шлейфа:

8*       п&


"шл.кснО ~~ "шл.нач'       шл.конО        шл.нач'

2. Определяются средние по шлейфу давление и температура:

Рср = (Ршл.нач + Аил. кон) ■* ср == \* шл.нач   г * шл.

3.  Зная критические параметры ркр и Гкр газа с относитель­
ной  плотностью р и используя вычисленные средние по шлейфу
давления   и температуры газа рср и Гср, с помощью алгоритма
рассчитывают коэффициент сверхсжимаемости.

4.  Рассчитывается давление газа в конце шлейфа: