Организация управления газодобывающим предприятием (Книга для специалистов, занимающихся эксплуатацией и проектированием объектов добычи и подготовки газа и конденсата, а также для работников ИВЦ газодобывающих предприятий), страница 26

Связь между системами управления различных иерархиче­ских уровней осуществляется по каналам прямой и обратной связи. Таким образом, экономико-математическое моделирова­ние добычи природного газа представляет собой многоуровне­вую систему моделей, характеризуемую прежде всего неодно­родностью информации, которой обмениваются экономико-мате­матические модели различных уровней. Верхний уровень газо­вой подотрасли имеет приоритет действий (право вмешиваться в функционирование экономико-математических моделей ниж­них уровней), и действия его подсистемы зависят от фактиче­ского исполнения подсистемы нижнего уровня. В терминах эко-номико-математичеокого моделирования этот обмен информа­цией эквивалентен корректировке параметров моделей всех уровней [6]. Применение метода декомпозиции экономико-мате­матической модели газовой промышленности на нескольких ло­кальных моделях показало его перспективность для решения практических задач управления на всех уровнях иерархии.

Модель верхнего уровня отражает глобальную цель разви­тия всей газовой отрасли, состоящую в удовлетворении народ­нохозяйственной потребности в природном газе при минималь­ных издержках, включающих капитальные вложения и текущие расходы. В качестве объектов управления на данном уровне выступают промышленные объединения по добыче природного газа, для которых в рамках существующей и перспективной газотранспортной сети, а также потребных мощностей газопере­рабатывающих заводов (ГПЗ) и станций подземного хранения газа (СПХГ) формируются варианты плановых заданий по до­быче газа и газового конденсата. Из решения задачи на верх­нем уровне определяются объемы и направления транспортных потоков газа от районов добычи к пунктам потребления с уче4    Зак. 1437                                                                                                                                                     49


том различной эффективности транспортных средств и развития f размещения ГПЗ и СПХГ газовой отрасли.

Средний уровень формализован в виде группы экономико-математических моделей промышленных объединений по добы­че газа, состоящей из трех взаимосвязанных блоков: производ­ственного, геологического и транспортного.

Производственный блок включает варианты разра­ботки эксплуатируемых, открытых, вовлекаемых в разработку и неоткрытых газовых и газоконденсатных месторождений. Ва­рианты различаются по плотности сеток скважин, периодам и: темпам разбуривания, очередности ввода месторождений в раз­работку и т. д.

Геологический блок описывает подготовку запасов месторождений и планирует ввод их в разработку. На основе прогнозных запасов, предполагаемых в газодобывающих райо­нах и принятых запасов новых месторождений определяется об­щее число этих газовых месторождений, которое служит огра­ничением на запасы в моделях промышленных объединений.

Транспортный блок для крупных районов, в рамках которых предполагаются месторождения, перспективные на газ и отдаленные от промышленно освоенных зон, учитывает необ­ходимость организации внутрирайонного магистрального транс­порта газа.

В качестве критерия оптимальности для экономико-матема­тических моделей среднего уровня принимаются максимизация прибыли, получаемой от добычи природного газа, минимизация: интегральных производственно-транспортных затрат и т. д.

Из решений, полученных по моделям среднего уровня, опре­деляются оптимальные варианты разработки месторождений промышленных объединений, включая плотность сетки скважин: на объектах, очередность ввода и динамику разбуривания ме­сторождений, а также темпы и масштабы подготавливаемых запасов. Наряду с этим определяются моменты ввода в эксплу­атацию и диаметры внутрирайонных газопроводов, а также на­ращивание мощностей газоперекачивающих станций, которые-обеспечивают увеличение пропускной способности магистраль­ного газопровода.