Связь между системами управления различных иерархических уровней осуществляется по каналам прямой и обратной связи. Таким образом, экономико-математическое моделирование добычи природного газа представляет собой многоуровневую систему моделей, характеризуемую прежде всего неоднородностью информации, которой обмениваются экономико-математические модели различных уровней. Верхний уровень газовой подотрасли имеет приоритет действий (право вмешиваться в функционирование экономико-математических моделей нижних уровней), и действия его подсистемы зависят от фактического исполнения подсистемы нижнего уровня. В терминах эко-номико-математичеокого моделирования этот обмен информацией эквивалентен корректировке параметров моделей всех уровней [6]. Применение метода декомпозиции экономико-математической модели газовой промышленности на нескольких локальных моделях показало его перспективность для решения практических задач управления на всех уровнях иерархии.
Модель верхнего уровня отражает глобальную цель развития всей газовой отрасли, состоящую в удовлетворении народнохозяйственной потребности в природном газе при минимальных издержках, включающих капитальные вложения и текущие расходы. В качестве объектов управления на данном уровне выступают промышленные объединения по добыче природного газа, для которых в рамках существующей и перспективной газотранспортной сети, а также потребных мощностей газоперерабатывающих заводов (ГПЗ) и станций подземного хранения газа (СПХГ) формируются варианты плановых заданий по добыче газа и газового конденсата. Из решения задачи на верхнем уровне определяются объемы и направления транспортных потоков газа от районов добычи к пунктам потребления с уче4 Зак. 1437 49
том различной эффективности транспортных средств и развития f размещения ГПЗ и СПХГ газовой отрасли.
Средний уровень формализован в виде группы экономико-математических моделей промышленных объединений по добыче газа, состоящей из трех взаимосвязанных блоков: производственного, геологического и транспортного.
Производственный блок включает варианты разработки эксплуатируемых, открытых, вовлекаемых в разработку и неоткрытых газовых и газоконденсатных месторождений. Варианты различаются по плотности сеток скважин, периодам и: темпам разбуривания, очередности ввода месторождений в разработку и т. д.
Геологический блок описывает подготовку запасов месторождений и планирует ввод их в разработку. На основе прогнозных запасов, предполагаемых в газодобывающих районах и принятых запасов новых месторождений определяется общее число этих газовых месторождений, которое служит ограничением на запасы в моделях промышленных объединений.
Транспортный блок для крупных районов, в рамках которых предполагаются месторождения, перспективные на газ и отдаленные от промышленно освоенных зон, учитывает необходимость организации внутрирайонного магистрального транспорта газа.
В качестве критерия оптимальности для экономико-математических моделей среднего уровня принимаются максимизация прибыли, получаемой от добычи природного газа, минимизация: интегральных производственно-транспортных затрат и т. д.
Из решений, полученных по моделям среднего уровня, определяются оптимальные варианты разработки месторождений промышленных объединений, включая плотность сетки скважин: на объектах, очередность ввода и динамику разбуривания месторождений, а также темпы и масштабы подготавливаемых запасов. Наряду с этим определяются моменты ввода в эксплуатацию и диаметры внутрирайонных газопроводов, а также наращивание мощностей газоперекачивающих станций, которые-обеспечивают увеличение пропускной способности магистрального газопровода.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.