Экзаменационные ситуационные задачи по нормальной физиологии, страница 13

·  кислород – 16%;

·  углекислый газ – 4% (при расчетах используйте необходимые табличные данные).

Ответ. Дыхательный коэффициент (ДК) – отношение объема выделенного при дыхании СО2 к объему потребленного О2. В атмосферном воздухе содержится 21% О2 и 0,03% СО2. При дыхании потребляется О2: 21-16=5%, выделяется СО2: 4-0,03=4%. Следовательно, ДК= 4/5=0,8.

Зная ДК, находим по таблице калорический эквивалент кислороду. КЭК=4,8 ккал/л.

Скорость потребления О2 : VО2=МОД х 5%=6 х 5%=0,3 л/мин.

Основной обмен. ОО=КЭК х VО2=4,8 х 0,3=1,44 ккал/мин=2070 ккал/сут.

Норма для данного человека (по таблицам исходя из возраста, массы и длины тела) ОО=1800 ккал/сут. Таким образом, у данного человека ОО повышен на 15%.

Вопрос. С какой целью при искусственной гипотермии человеку вводят миорелаксанты – вещества, избирательно блокирующие N-холинорецепторы скелетных мышц?

Ответ. Чтобы снизить теплопродукцию за счет уменьшения сократительного термогенеза (мышечный тонус и дрожь).

Вопрос. Для снижения температуры тела при лихорадке рекомендуется обтирание больного смесью воды и спирта. Объясните смысл этой процедуры с позиций физиологии терморегуляции. Почему при этом используют теплую, а не холодную воду?

Ответ. Смысл процедуры – охлаждение организма за счет усиления теплоотдачи путем испарения. Использование при этом холодной воды привело бы рефлекторно, через раздражение холодовых рецепторов кожи:

·  к повышению теплопродукции, прежде всего из-за усиления сократительного термогенеза (тонус и дрожь скелетных мышц);

·  к уменьшению теплоотдачи, прежде всего из-за сужения сосудов кожи.

Эти реакции снизили бы эффект процедуры (прямое охлаждающее действие води при обтирании практически не значимо).

Функции центральной нервной системы.

Вопрос. Известно, что жевательные мышцы способны развивать силу, в 3-5 раз превышающую порог прочности тканей зуба. Вследствие этого, у больных эпилепсией во время приступа судорог могут возникать переломы зубов. Почему здоровый человек не в состоянии сжать зубы так же сильно?

Ответ. Важным принципом координации рефлекторной деятельности является наличие обратной афферентации. В частности, проприорецепторы периодонта и жевательных мышц фиксируют давление на зубы и напряжение жевательных мышц. При очень сильном сокращении жевательных мышц срабатывает отрицательная обратная связь: рефлекторное расслабление жевательных мышц.

Вопрос. У больного определяются шаткость походки, неустойчивость в позе Ромберга, ошибки при выполнении пальценосовой пробы. Перечисленные нарушения движений резко усиливаются, когда больной закрывает глаза. Нарушение функций каких структур головного мозга можно предполагать в этом случае?

Ответ. Перечисленные симптомы характерны для нарушения функций мозжечка (координация движений и регуляция мышечного тонуса).

Вопрос. В результате травмы у молодого человека полностью утрачено зрение левым глазом. Как Вы думаете, сможет ли этот больной выполнять работу, связанную с необходимостью определять расстояние до отдаленных предметов?

Ответ. Бинокулярное зрение у пострадавшего не восстановится. При тренировке мозг может определять степень удаленности предметов по степени напряжения цилиарных мышц. При аккомодации глаза сокращение этих мышц обеспечивает такую кривизну хрусталика, которая необходима для получения резкого изображения на сетчатке. Возможности такой компенсации ограничены.

Вопрос. Студент, стоящий перед входом в аудиторию, где ему предстоит экзаменоваться, не заметил проходящего мимо знакомого, не слышал его обращения, «забыл» про зубную боль, беспокоившую его утром. Объясните с физиологических позиций его состояние.

Ответ. Пример поведения, организованного доминантой. Доминанта – это временно господствующая рефлекторная система, направляющая поведение организма на достижение определенной цели, стоящей перед ним в данный момент времени. Одним из свойств доминантного очага в ЦНС является его способность подавлять деятельность других нервных центров (в том числе участвующих в восприятии боли), тормозить другие рефлексы.