Особенности профессиональной деятельности малых формальных групп. Экспериментальное исследование управления адаптацией МФГ к профессиональной деятельности, страница 9

Взаимосвязь категорий “мотив” и “потребность” проанализирована Д.Н. Узнадзе в теории установки. Автор определяет установку двояко. Во-первых, это «основная, изначальная реакция субъекта на воздействие ситуации, в которой ему приходится ставить и разрешать задачи» [Узнадзе Д.Н., 1997. С. 164]. Во-вторых, это специфическое психическое состояние, для возникновения которого необходимо и достаточно наличия двух элементарных условий: 1) какой-либо актуальной потребности и 2) ситуации ее удовлетворения. Если по некоторым признакам имеющаяся ситуация напоминает ту, в которой может быть удовлетворена данная потребность, у субъекта возникает установка к определенной активности. Содержание сознания по отношению к деятельности формируется на основе этой установки. Мы можем обнаружить установку в случае идентификации переживаний ряда сравнительно незначительно различных ситуаций [Узнадзе Д.Н., 1997. С. 171-172]. Следовательно, для формирования положительного отношения к деятельности необходимо неоднократно выполнить действия, связанные с этой работой, и достигнуть желаемого результата. Для того, чтобы определённая установка активизировалась, необходимы актуализация соответствующей потребности и наличие навыков поведения в данной ситуации.

Переживания, связанные с оценкой возможного результата деятельности, а также переживания, основанные на сопоставлении желательного и возможного результатов деятельности, являются важным регулирующим фактором. Когда речь идёт о деятельности индивида в составе группы, эти переживания включают в себя также эмоциональную оценку межличностных отношений в группе. Как показал В.М. Бехтерев, несмотря на то, что люди ведут себя в соответствии с конвенциональными (установленными, соответствующими) нормами, в большей степени - чувства регулируют поведение индивидов, определяя особенности восприятия и интерпретации событий.

Переживания, сопровождающие деятельность, влияют не только на результат, но и на процесс выполнения работы. А.Н. Лук считает, что чувства – это относительно устойчивые человеческие переживания, которые имеют мотивационную основу и связаны с удовлетворением потребностей. В социальном плане они представляют собой взаимные ориентации людей. Чувства следует отличать от эмоций. Эмоции – это субъективные реакции человека и животных на воздействие внутренних и внешних раздражителей, проявляющихся, например, в виде удовольствия, радости, страха. Эмоции ситуативны и не имеют мотивационной основы. Они больше связаны с реактивностью человека, нежели с его активностью. Активность представляет собой целенаправленное поведение, опосредованное желаниями, потребностями, устремлениями человека. Реактивность – непосредственная реакция на ситуацию или стимул. Таким образом, в отличие от эмоций чувства носят более устойчивый характер [Лук А.Н., 1982. С. 14-38]. Несмотря на различие определений чувств, и эмоций, в некоторых исследованиях они употребляются как очень близкие понятия. М.Е. Литвак, например, рассматривает эмоции как психический процесс, отражающий отношение человека к самому себе и окружающему миру. Существует еще “объединяющая” категория – эмоциональные состояния. Как считает К. Изард, эмоциональные состояния – это такие психические состояния личности, которые связаны с устойчивыми переживаниями человека и влияют на его мысли, поступки и общий характер поведения и отношений с людьми. В.К. Вилюнас показал, что чувства имеют вполне определенные социальные функции, такие, как познавательная, мобилизационная, интегративно-защитная и предупреждающая. Социальные функции чувств определяют готовность человека к определенному способу поведения в конкретной ситуации. Познавательная функция чувств связана с постижением значимости данного события для самого человека. Эмоциональная информация в отличие от интеллектуальной имеет две особенности. Во-первых, она передается значительно быстрее: человек сначала чувствует и несколько позже осмысливает. Во-вторых, она имеет абсолютно субъективный характер: человек не может чувствовать объективно, ведь именно его переживания в первую очередь и определяют отбор личностно значимой информации. Любой стимул, вызывающий переживания человека, имеет личностный смысл, вне зависимости от того, положительные или отрицательные чувства он вызывает. Познавательная функция чувств уникальна, поскольку уникален субъективный опыт человека. Чувства моментально трансформируют внешнюю информацию, придавая ей индивидуальный, связанный с контекстом жизни конкретного человека смысл, который, в свою очередь, обнаруживается посредством чувств. Мобилизационная функция чувств проявляется в психосоматической готовности человека действовать определенным образом