Особенности профессиональной деятельности малых формальных групп. Экспериментальное исследование управления адаптацией МФГ к профессиональной деятельности, страница 20

Адаптация представляет собой приспособление организма к условиям среды. То есть это процесс, направленный на поддержание стабильности и равновесия. Он начинается в момент изменения стабильного состояния субъекта в одной среде и заканчивается при наступлении аналогичного состояния в другой. Приспособление же начинается с момента изменения внутри среды, перемены самой среды либо изменения самого субъекта. Адаптация к деятельности - это процесс формирования навыков для достижения определённого результата деятельности в конкретных условиях.

Говоря об адаптации будущих специалистов к профессиональной деятельности, необходимо отметить, что первый этап этого процесса связан с учебой в ВУЗе, когда студент не только приобретает необходимые профессиональные навыки, но и учится принимать во внимание требования руководителя, группы, выполнять работу не так, как хочется, а так, как необходимо. Именно поэтому управление профессиональной адаптацией нужно начинать с ВУЗов.

В настоящее время неспособность молодых специалистов адаптироваться к ситуации, требованиям и содержанию профессиональной деятельности представляет собой серьезную проблему. Вообще, кадровый вопрос в настоящее время является одним из самых серьезных. Как показал опрос руководителей промышленных предприятий города, в числе причин, не позволяющих повысить эффективность производства, 98% руководителей назвали отсутствие специалистов, способных адекватно решать возникающие управленческие и производственные задачи. В целом по России, по данным Госкомстата за 2003г., 48% руководителей крупных промышленных предприятий называют кадровую проблему наиболее значимой. По тем же данным, с 2002 г. в 2,5 раза сократилось число предприятий, выполняющих собственные разработки. В 1,3 раза увеличилось количество предприятий, которые при выполнении разработок пользуются услугами сторонних организаций. В 4,6 раза увеличилось число обращений к сторонним организациям, в результате которых на предприятии используются разработки, выполненные без участия собственных специалистов. Увеличилось число предприятий, заинтересованных в приобретении квалифицированных специалистов, способных разрабатывать или осваивать и адаптировать новые технологии к условиям данного предприятия. Малые и непроизводственные предприятия заинтересованы, в первую очередь, в специалистах по технологиям освоения рынка. Крупные предприятия заинтересованы как в специалистах - управленцах современного уровня (которых, однако, пытаются готовить из своей среды), так и в специалистах - производственниках (считают, что образовательные учреждения края пока не в силах удовлетворить эту потребность). Руководители предприятий города считают, что в Красноярске на данный момент недостаточно высококвалифицированных молодых специалистов как в сфере управления, так и в сфере производства, рекламы, информационных технологий и т.д. Однако дело не в низком образовательном уровне, как отмечают, например, руководители ООО КЗК, Сибтяжмаш и др. Проблема в том, что выпускники не обладают навыками применения полученных знаний, с трудом воспринимают систему профессиональных требований. Решение этой проблемы, как показывает опыт западных стран, в частности, различные концепции ситуативного обучения, возможно в следующих вариантах:

1). Введение дополнительных адаптационных механизмов в управление персоналом предприятий. По оценкам специалистов "Консультационного СИТИ-Центра", эффективность такого решения составляет до 28% в силу того, что высока себестоимость. Для реализации такого решения на предприятии необходимы служба психологической поддержки, кадровый избыток (чтобы можно было временно снижать нагрузку на новичка) и т.д.

2). Введение промежуточного этапа в процесс адаптации специалиста к профессиональной деятельности, например, работа в должности более низкого уровня. Эффективность такого подхода гораздо выше – до 62%. Однако специалисты отмечают, что для реализации такого решения необходим сформированный профессиональный рынок, иными словами, выпускник должен бояться потерять рабочее место. По отношению к специальностям, отмеченным в данной работе, такой рынок в крае не сформирован.