Приспособление к профессиональным требованиям и организации труда предполагает:
1. активизацию или формирование профессиональных установок, соответствующих условиям деятельности (например, установки на лидерское поведение у человека, назначенного начальником отдела);
2. разрушение или перевод в разряд пассивных профессиональных установок, не соответствующих данным условиям (например, установки на лидерское поведение у человека, назначенного рядовым сотрудником в конструкторский отдел).
Результатом профессиональной адаптации является усвоение необходимых профессиональных навыков и установок, соответствующих условиям деятельности.
Адаптация человека к деятельности в малой формальной группе на производстве также включает в себя социально-психологическую, психофизиологическую и профессиональную стороны. Спецификой процесса адаптации в этом случае является наличие ролевой структуры, в которой человек должен занять определенное место не потому, что оно соответствует его личностным качествам, а потому, что это обусловлено традициями коллективной деятельности. По отношению к новичку существуют ожидания других членов группы, сформировавшиеся на основе предыдущего опыта совместной деятельности с другими людьми. Эти ожидания являются устойчивыми и основаны на таких качествах, которые новичку, возможно, не присущи. Первоначально условия работы в группе (место в ролевой структуре и ожидания других) являются жёсткими (консервативными) [Кабаченко Т.С., 2000. С. 45-50]. Насколько комфортной для новичка будет эмоциональная обстановка в группе, зависит от того, насколько правильно специалист оценит требования к своей роли и насколько полно сможет им соответствовать. Как отмечают исследователи организационных процессов и поведения в организации, человек может адаптироваться к деятельности в группе двумя способами: подстраиваясь под ожидания сотрудников и изменяя представления других о собственной профессиональной роли [Деслер Г., 1998. С. 170].
Итак, процесс адаптации индивида к деятельности в малой формальной группе на производстве содержит следующие элементы:
· включение в систему межличностных отношений (формирование первичных образов других членов группы, эмоциональных предпочтений, оценка членов группы, оценка себя в системе межличностных отношений);
· включение в ролевые структуры (интериоризация ролевых признаков, норм, правил поведения, самооценка в соответствии со своими ролевыми ожиданиями и ожиданиями группы);
· адаптация к нормам и традициям коллективной деятельности;
· приспособление к характеру и содержанию труда (актуализация имеющихся и приобретение недостающих профессиональных навыков);
· приспособление к условиям и организации труда (активизация профессиональных установок, соответствующих условиям деятельности, и разрушение установок, не соответствующих данным условиям);
· приспособление организма к условиям деятельности и переоценка своих возможностей, имеющих физиологическую основу.
Адаптационный процесс можно условно разбить на несколько стадий. Первая – это стадия ознакомления. По окончании этой стадии адаптант должен четко представлять, что и как он должен делать, кто и почему будет связан с его деятельностью. Новичок узнает цели и задачи группы, микроклимат среды, сопоставляет их со своими целями, ожиданиями и представлениями о данной группе. Затем начинается стадия приспособления. И последняя – это стадия ассимиляции, то есть стадия полного приспособления.
Адаптация называется первичной, если индивид впервые включается в постоянную трудовую деятельность по данной специальности на конкретном предприятии. Если речь идёт о смене работы с сохранением специальности, о горизонтальном или вертикальном должностном перемещении в рамках одного предприятия, то мы говорим о вторичной адаптации [Деслер Г., 1998. С. 170].
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.