Рис.3. Показатели социальной адаптивности учащихся 1 – 3 курсов специальности «Интеграция САПР и системы информационной поддержки изделий».
На гистограмме представлены результаты оценки следующих критериев:
A - Насколько сложно воспринимается программа?
B - Насколько реальным кажется будущий профессиональный успех?
C - Справляется ли группа с учебой?
D - Велико ли количество слабых студентов в группе?
E - Соответствует ли поведение группы нормативным требованиям, существующим в данном учебном заведении?
F - Насколько стабильно занимаются студенты в течение семестра
Оценка проведена по 3-х бальной шкале, при этом количество слабых студентов оценено следующим образом:
ниже среднего – 1 балл среднее – 2 балла выше среднего – 3 балла.
Наблюдается следующая закономерность: чем выше курс, тем больше количество слабых студентов. Все преподаватели отметили нестабильность процесса обучения: в течение семестра растут задолженности и количество неуспевающих, студенты начинают активнее заниматься только перед сессией. Поведение студентов также не всегда соответствует нормативным требованиям, существующим в данном учебном заведении. Часты случаи опоздания, прогулы, случаи невыполнения выданных заданий.
Показатели социальной адаптивности свидетельствуют о том, что процесс адаптации остался незавершенным:
К 3 курсу количество слабых студентов не уменьшается, хотя должно снижаться;
На всех трех курсах учебный процесс является нестабильным, хотя должен стабилизироваться уже ко 2 курсу;
Поведение в процессе выполнения работы часто не соответствует нормам и требованиям организации учебного процесса на всех трех курсах, хотя нормативное поведение ко 2 курсу должно сформироваться.
Сопоставление полученных результатов со стандартными показателями процесса адаптации свидетельствуют о следующем:
Процесс адаптации занимает больше трех лет, хотя для формирования соответствующей модели поведения достаточно 3-6 месяцев. Именно столько времени занимает управляемый процесс социальной адаптации;
Результат является неудовлетворительным, поскольку необходимая модель поведения у учащихся так и не формируется.
Что касается профессиональной адаптация, то это сознательное, активное приспособление к содержанию профессиональной деятельности. Таким образом, студент должен осознать, чем он занимается, для чего, где сможет применить полученные знания.
Оптимально приспособленный к профессиональной деятельности человек считает свою деятельность основной, знает свои сильные и слабые стороны и умеет их использовать. Для студента основная деятельность – учебная, поэтому мы оцениваем профессиональную адаптивность учащихся 1-3 курсов на основании того, как они воспринимают себя в роли студента.
Профессиональная адаптивность учащихся оценивалась нами по следующим параметрам:
Считает ли студент, что учеба – это его основное занятие?
Как оценивает сложность программы обучения?
Считает ли, что по сравнению со своими сверстниками, сможет добиться профессионального успеха?
Какое из названий он может применить к своей группе?
Оценка проведена на основании опроса студентов специальности «Интеграция САПР и системы информационной поддержки изделий».
Профессиональная адаптация считается завершенной, когда человек:
Воспринимает свою профессиональную роль как основную;
Относится к ней положительно;
Уверен в своих возможностях.
Результаты оценки профессиональной адаптации представлены на (рис.4., 5, 6, 7)
Рис.4. Оценка по 1 параметру – отношение студентов к учебе
- учеба основное занятие
- учеба второстепенное занятие
- затрудняюсь ответить
Поскольку, профессиональной ролью для учащихся является роль студента, а профессиональной деятельностью – учебная, полностью адаптирующийся студент должен воспринимать учебную деятельность как основную. Отношение к профессиональной деятельности как к второстепенной, свидетельствует о том, что:
либо профессия не соответствует индивидуальным особенностям «новичка»;
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.