Особенности профессиональной деятельности малых формальных групп. Экспериментальное исследование управления адаптацией МФГ к профессиональной деятельности, страница 32

Рис.3. Показатели социальной адаптивности учащихся 1 – 3 курсов специальности «Интеграция САПР и системы информационной поддержки изделий».

На гистограмме представлены результаты оценки следующих критериев:

A - Насколько сложно воспринимается программа?

B - Насколько реальным кажется будущий профессиональный успех?

C - Справляется ли группа с учебой?

D - Велико ли количество слабых студентов в группе?

E - Соответствует ли поведение группы нормативным требованиям, существующим в данном учебном заведении?

F - Насколько стабильно занимаются студенты в течение семестра

Оценка проведена по 3-х бальной шкале, при этом количество слабых студентов оценено следующим образом:

ниже среднего – 1 балл среднее – 2 балла выше среднего – 3 балла.

Наблюдается следующая закономерность: чем выше курс, тем больше количество слабых студентов. Все преподаватели отметили нестабильность процесса обучения: в течение семестра растут задолженности и количество неуспевающих, студенты начинают активнее заниматься только перед сессией. Поведение студентов также не всегда соответствует нормативным требованиям, существующим в данном учебном заведении. Часты случаи опоздания, прогулы, случаи невыполнения выданных заданий.

Показатели социальной адаптивности свидетельствуют о том, что процесс адаптации остался незавершенным:

К 3 курсу количество слабых студентов не уменьшается, хотя должно снижаться;

На всех трех курсах учебный процесс является нестабильным, хотя должен стабилизироваться уже ко 2 курсу;

Поведение в процессе выполнения работы часто не соответствует нормам и требованиям организации учебного процесса на всех трех курсах, хотя нормативное поведение ко 2 курсу должно сформироваться.

Сопоставление полученных результатов со стандартными показателями процесса адаптации свидетельствуют о следующем:

Процесс адаптации занимает больше трех лет, хотя для формирования соответствующей модели поведения достаточно 3-6 месяцев. Именно столько времени занимает управляемый процесс социальной адаптации;

Результат является неудовлетворительным, поскольку необходимая модель поведения у учащихся так и не формируется.

Что касается профессиональной адаптация, то это сознательное, активное приспособление к содержанию профессиональной деятельности. Таким образом, студент должен осознать, чем он занимается, для чего, где сможет применить полученные знания.

Оптимально приспособленный к профессиональной деятельности человек считает свою деятельность основной, знает свои сильные и слабые стороны и умеет их использовать. Для студента основная деятельность – учебная, поэтому мы оцениваем профессиональную адаптивность учащихся 1-3 курсов на основании того, как они воспринимают себя в роли студента.

Профессиональная адаптивность учащихся оценивалась нами по следующим параметрам:

Считает ли студент, что учеба – это его основное занятие?

Как оценивает сложность программы обучения?

Считает ли, что по сравнению со своими сверстниками, сможет добиться профессионального успеха?

Какое из названий он может применить к своей группе?

Оценка проведена на основании опроса студентов специальности «Интеграция САПР и системы информационной поддержки изделий».

Профессиональная адаптация считается завершенной, когда человек:

Воспринимает свою профессиональную роль как основную;

Относится к ней положительно;

Уверен в своих возможностях.

Результаты оценки профессиональной адаптации представлены на (рис.4., 5, 6, 7)

Рис.4. Оценка по 1 параметру – отношение студентов к учебе

- учеба основное занятие

- учеба второстепенное занятие

- затрудняюсь ответить

Поскольку, профессиональной ролью для учащихся является роль студента, а профессиональной деятельностью – учебная, полностью адаптирующийся студент должен воспринимать учебную деятельность как основную. Отношение к профессиональной деятельности как к второстепенной, свидетельствует о том, что:

либо профессия не соответствует индивидуальным особенностям «новичка»;