Наряду с текущим и опережающим контролем можно выделить еще один его вид. Это - контроль выполнения или результирующий контроль. Его целью является определение степени соответствия конечного результата какой-либо деятельности, образцу, ожидаемому результату или нормативно обусловленному варианту поведения. Так, подводя итоги за определенный отрезок времени, оценивают предъявленный продукт деятельности.
Контроль выполнения или результирующий контроль целесообразен тогда, когда, хотя воздействовать на результаты уже невозможно, на его основе возможны выводы, способствующие разработке мероприятий по совершенствованию в данном вопросе. Итог результирующего контроля состоит не только в оценке деятельности конкретных лиц, причастных к порождению соответствующего «продукта», но и в выводах, в обобщенной форме вскрывающих причины отклонений, если таковые выявлены, а также в определении пути и механизмов устранения причин, их породивших.
Последняя из основных управленческих функций - функция регулирования. Посредством этой функции достигается поддержание управляемых процессов в рамка, заданных программой, регламентом, планом. Регулирование осуществляется через руководство и координацию. К числу принципов, реализация которых обеспечивает эффективное регулирование, относятся:
1. Минимизация воздействия. В том случае, когда воздействия осуществляются без учета специфики, функционирования системы, они, как правило, вынуждены быть избыточными. Избыточность воздействия порождает как организационные, так и психологические последствия. В частности, избыточность воздействия препятствует нормальной реализации внутриорганизационных тенденций, подавляет их.
2. Комплексность воздействия. Эффективность воздействия будет тем большей, чем полнее воздействие ориентировано на весь комплекс мотивов, побуждающих и регулирующих соответствующую деятельность.
3. Системность воздействия предполагает рассмотрение регулируемого процесса в рамках целостной системы. Максимальный эффект воздействия может быть достигнут только в том случае, когда оно ориентировано на взаимозависимый комплекс процессов в целом.
4. Внутренняя непротиворечивость воздействия. Предполагается, что комплексно используемые стимулы не вызывают взаимоисключающих эффектов.
Психологический анализ регулирования достаточно сложен, так как невозможно выделить некоторый нормативный способ его осуществления. Именно поэтому многими исследователями: управления руководство приравнивается к искусству.
Метод – это упорядоченная совокупность действий, которая при соблюдении всех установленных правил с максимальной вероятностью приводит к заданному результату. Иначе говоря, метод управления – это совокупность управленческих воздействий. Метод включает в себя способы и приемы. Традиционно используются два термина для обозначения этих методов: методы управления и методы процесса управления. И то, и другое касается реализации основных управленческих функций, но методы процесса управления относятся к функциям планирования и контроля, а методы управления - к реализации функций организации и регулирования. В свою очередь методы управления также подразделяются в зависимости от характера отношений, которые определяют сущность и уровень взаимосвязи управляемой и управляющей системы.
В зависимости от содержания приемов и способов управленческого воздействия выделяют следующие методы:
1. Административные методы - нормативное управленческое воздействие (инструктирование, нормирование, приказы, распоряжения). Административные методы имеют обязательный характер воздействия, которого нельзя избежать. В целях дисциплинирования персонала административные методы нередко претворяются мерами принуждения, в чем-то ущемляющими интересы индивида, требующими от него действий, не всегда отвечающих его личным стремлениям
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.