Адаптационный механизм представляет собой совокупность реакций на ситуацию и связанных с этими реакциями психических процессов. «В сложной иерархии реакций включается, в первую очередь, та, которая позволяет достигать желаемого результата с наименьшими затратами» [Кабаченко Т.С., 2000. С. 32]. На выбор реакции влияет также её социальная значимость (желательность). Чем выше социальная значимость данного действия, тем выше вероятность того, что именно это действие будет осуществлено, при прочих равных условиях. Социальная значимость действия (реакции) оценивается с точки зрения той группы, к деятельности которой индивид адаптируется. Если у него недостаточно информации, чтобы проанализировать систему групповых предпочтений, оценка возможных действий будет производиться с позиций референтной группы [Кабаченко Т.С., 2000. С. 23, 48-50].
Эффективность адаптационного процесса может быть повышена за счёт двоякого использования познавательных способностей человека: для усвоения демонстрируемых навыков и для формирования представлений о возможном поведении. Первый вариант рассматривается в теории социального научения, авторы которой считают, что человек может осуществлять новые, никогда не практиковавшиеся реакции, представление о которых сформировано в процессе наблюдения за тем, как эти реакции осуществляет другой. На усвоение реакций при наблюдении влияют такие факторы, как видимые последствия изучаемых действий, социально-демографические признаки человека, выполняющего действия, значимость ситуации, то, насколько необходимо для наблюдателя усвоить данное поведение. [Первин Л., 2000. С. 494-496].
Наиболее эффективный терапевтический метод, приводящий к обретению адекватного чувства собственных возможностей – организация успешной деятельности в реальной ситуации: «Если мы позволяем индивиду пережить неоднократный успешный опыт, очень вероятно развитие высоких ожиданий собственных возможностей, особенно если человек может приписать успех собственным усилиям, а не вмешательству внешней силы» [Там же. С.497]. Следовательно, необходимо научить человека оценивать собственные возможности как достаточные или избыточные по отношению к цели, задачам, условиям деятельности.
Существует зависимость между представлением о собственных возможностях и уровнем самооценки: изменение знаний о самом себе приводит к изменению самооценки, а значит – к повышению результативности адаптационного процесса. Самооценка может быть изменена под влиянием внешней оценки (сообщённой извне другими). Для этого, как показывают эксперименты Ж. Нюттена, необходимо, чтобы сообщение о внешней оценке было правдоподобным и повторяющимся. Успешно выполняя какую-либо деятельность в составе группы, человек получает объективное подтверждение своих возможностей в сфере этой деятельности. В данном случае не только результат деятельности, но и сам факт её осуществления, играют роль внешней оценки. Следовательно, успешное выполнение работы в составе группы является эффективным средством влияния на процесс адаптации к деятельности.
Второй вариант использования познавательных способностей в процессе адаптации рассматривается в рамках генетической и когнитивной психологии. Ж. Пиаже показал, что на усвоение правил и норм поведения, содержания деятельности влияет общий уровень развития интеллектуальных процессов, сформированность навыков обработки информации. Усвоение информации сопровождается выработкой конкретных представлений на основе общих принципов. В некоторых случаях этапы формирования конкретного представления, которое чаще всего является решением определённой задачи, скрыты от наблюдателя. Тогда мы говорим об эвристическом, интуитивном решении (инсайте). Роли случайной эвристики придаётся большое значение в современной психологии организаций, управления, в психологии принятия решений [Розанова В.А., 1997. С. 160]. Однако, как было показано в исследованиях Ж. Пиаже, интуитивное решение основывается на определённой интеллектуальной подготовке и является явным результатом скрытых мыслительных процессов. Как отмечает Р.Л. Солсо, инсайт представляет собой переход на новый уровень понимания проблемы. В психологии управления это явление используется при принятии управленческих решений [Розанова В.А., 1997. С. 160-168]. Мы согласны с П.В. Растянниковым в том, что формирование представлений о ситуации в процессе её изучения или проигрывания также представляет собой переход на новый уровень понимания. Таким образом, представление о возможных способах поведения в определённой ситуации может быть результатом анализа и многократного проигрывания ситуации в группе.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.