Особенности профессиональной деятельности малых формальных групп. Экспериментальное исследование управления адаптацией МФГ к профессиональной деятельности, страница 6

Структура сюжетной (ролевой) игры включает в себя следующие компоненты: исходная ситуация, роли, ролевые действия и взаимодействия. Исходная ситуация содержит общие признаки игрового пространства и является способом организации деятельности. В соответствии с содержанием, в игровой ситуации должны быть учтены цели деятельности, структура взаимоотношений в группе, возможные ограничения, зависящие от внешних условий и личностных качеств игроков. Роли отражают совокупность представлений участников о возможных способах действий и моделях поведения в данных условиях (в условиях игровой ситуации). Осуществление деятельности в реальных условиях сопровождается включением субъекта в межличностные и профессиональные взаимоотношения. Поскольку игровая роль представляет собой вероятностную модель поведения, она включает не все возможные отношения и действия, а только те, которые индивид расценивает как необходимые в данной ситуации. В зависимости от уровня конкретизации, можно выделить роли, носящие обобщённый характер (модель содержит только наиболее значимые внешние признаки объекта) и роли, носящие конкретизирующий характер (модель уточняется в процессе игры). В первом случае игрок стремится использовать на практике имеющиеся знания; игра предоставляет возможность многократного повторения. Во втором случае целью игрока является уточнение представлений о роли; в игровой ситуации можно воссоздать различные стороны деятельности. Подбор ролей должен способствовать формированию активной модели поведения участников, проявлению определённых личностных качеств, то есть должен быть организованным, целенаправленным, обоснованным. Ролевые действия включают в себя реализацию ролевых представлений и являются средством оценки последних. Ролевые действия можно назвать практической проверкой теории, содержащейся в представлениях игрока об исполняемой роли.

Игре как методу обучения присущи следующие функции: мотивационно-побудительная, обучающая, воспитательная, ориентирующая, компенсаторная. Мотивационно-побудительная функция заключается в том, что каждая игровая ситуация должна быть разрешена, игровое пространство каждый раз переопределяется игроком в соответствии с ситуацией, таким образом, игра побуждает человека к активной деятельности. Представляя возможность многократного повторения ситуации с целью уточнить и закрепить навыки, игровая обстановка позволяет реализовать обучающую функцию. Проигрывание различных ролей приводит к уточнению и коррекции правил и норм поведения. Именно таким образом в игре реализуется воспитательная функция. Возможность сыграть роль другого, увидеть себя глазами окружающих развивает навыки оценки и планирования собственного поведения, помогает научиться контролировать собственные поступки. В этом и заключается ориентирующая функция игр.

Игра может быть индивидуальной и групповой, в зависимости от того, кто является субъектом деятельности. Если содержание игровой деятельности планируется в соответствии с какой-либо стратегией обучения, мы говорим о тренинговых играх. Если содержание игровой деятельности определяется в процессе игры, речь идёт о спонтанных играх. Если игра разворачивается по определённому заранее сценарию, она называется сюжетной. Ролевые игры являются разновидностью тренинговых игр и направлены на формирование установок, связанных с определенными социальными ролями. В зависимости от признака завершения игры, можно выделить игры целевые, открытые, игры без остановки (нон-стоп). В сценарии целевых игр заложено, что при достижении игроком или группой изначально обозначенной цели игра заканчивается. Игры открытого типа ограничены по времени, но не имеют декларированной цели. Если в первом случае критерием оценки игрока является близость к цели игры, то во втором случае критерием оценки является соответствие поведения игрока игровому образу и условиям игрового пространства. Игра типа нон-стоп планируется с таким расчётом, чтобы игроки, по желанию, могли продолжить её – это игра без окончания.  Игры нон-стоп могут быть как целевыми, так и открытыми