Профессионально - деятельностные средства влияют на процесс планирования деятельности; мотивационные средства влияют на процедуру выполнения отдельных действий, на отношение субъекта к выполняемым действиям.
Профессионально - деятельностные средства являются максимально эффективными в том случае, если у членов группы недостаточно развиты качества, связанные с оперативным и стратегическим планированием. Мотивационные средства являются максимально эффективными в том случае, если для участников группы характерны низкий уровень самоконтроля, активности, смелости и предприимчивости, то есть отмечается недостаток тех качеств, которые необходимы для успешного выполнения запланированных действий.
Использование первичных мотивационных и профессионально-деятельностных средств в процессе адаптации к деятельности приводит к повышению работоспособности, изменению уровня самоконтроля, тревожности, самодостаточности, а также к изменению профессиональных представлений. Кроме того, психологические средства адаптации влияют на представления членов группы о собственных возможностях в сфере профессиональной деятельности. Под влиянием адаптационных средств изменяются представления участников о целях и значимости деятельности.
Использование психологических средств в процессе адаптации личности к деятельности приводит к переоценке собственных достоинств и недостатков, положительно меняет отношение к выбранной профессии, влияет на представление студентов о возможностях обучения в вузе.
На социально-психологическую и психофизиологическую адаптацию влияют, в первую очередь, мотивационные средства. Профессионально-деятельностные средства способствуют формированию представлений о профессиональной деятельности.
Совместное выполнение каких-либо действий, решение задач приводит к повышению заинтересованности в межличностных отношениях, поэтому использование первичных профессионально-деятельностных средств адаптации приводит к повышению сплоченности в группе.
Психологические средства адаптации влияют на организованность, целесообразность, сплоченность учебной деятельности.
Половые различия не оказывают влияния на механизм действия психологических средств адаптации.
Для возрастной группы, к которой относятся участники экспериментального исследования, характерно переживание кризиса идентичности. Следовательно, помогая студентам адаптироваться к учебной и профессиональной деятельности, мы, тем самым, помогаем им определиться в жизни, утвердиться в своем профессиональном выборе, успешно преодолеть возрастной кризис.
В случае если психологические средства адаптации используются спонтанно, без учета особенностей учащихся и специфики деятельности, адаптация завершается срывом.
Итак, хочется еще раз подчеркнуть тот факт, что необходимо организовывать управление процессом адаптации студентов к учёбе и будущей профессиональной деятельности. Управление заключается, в первую очередь, в целенаправленном использовании психологических средств адаптации личности к деятельности. Это позволяет развивать определенные свойства личности, приобрести определенные навыки и опыт, позволяющие быстро оценить сложившуюся ситуацию, выбрать оптимальные питии ее решения.
В следующей главе будет приведена оценка эффективности управления процессом адаптации.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.