Таким образом, социальные функции чувств можно рассматривать как механизм приспособления человека к окружающей среде, в частности, к определённой социальной группе, к межличностным отношениям. В одной и той же ситуации один человек почувствует горе, другой страх, третий тревогу. Особенности субъективного чувствования определяются индивидуальными свойствами человека, его социальным опытом. Э. Берн отмечал, что примерно до десяти лет у ребенка формируется комплекс переживаний, которые будут преобладать в его жизни. Излюбленное чувство будет выступать как своеобразный пусковой сигнал переживаний в той или иной ситуации. При этом чувство может быть совсем неадекватным ситуации. В то же время большинство людей склонны расценивать свои переживания как естественные, универсальные и неизбежные реакции на ситуацию. Следовательно, вызывая у человека положительные переживания, связанные с деятельностью, мы создаём основу последующего успешного выполнения данной работы.
Можно выделить положительные, отрицательные, амбивалентные, конструктивные, деструктивные, осознаваемые и неосознаваемые чувства. Положительные, или конъюнктивные чувства сближают людей, отрицательные, или дизъюнктивные - разъединяют. Амбивалентные чувства представляют собой сочетание положительных и отрицательных и приводят к сложным, противоречивым отношениям. Отсутствие чувств, так называемое безэмоциональное состояние, - это тоже свойства контекста отношений. Некоторые авторы выделяют равнодушие как свойство эмоциональной сферы человека, возникающее в ситуации взаимодействия. Равнодушие в отношении к другому человеку трактуется как неблагоприятный фактор, если взаимодействие длительное. В случаях равнодушие к людям, к которым он, скорее всего, не может испытывать никаких чувств (кассиры, продавцы, водители общественного транспорта и т.д.) или безэмоциональное состояние, является состоянием, адекватным ситуации. По отношению к одному и тому же объекту человек может испытывать одни чувства на осознаваемом уровне и совершенно другие на неосознаваемом. Если чувства вступают в противоречие с общественными нормами, то человек часто не осознает их, поскольку нормы, санкции и экспектации социального контроля интериоризируются в процессе воспитания, развития и социализации. Взаимное несоответствие осознаваемых и неосознаваемых чувств приводит к неустойчивости. Наиболее часто амбивалентные чувства возникают как по отношению к себе, так и по отношению к другому человеку. Они также связаны и с противоречием между устойчивыми чувствами и ситуативными эмоциями. Вполне понятно, что человек, испытывающий амбивалентные чувства, затрудняется в принятии решений и определении своего поведения по отношению к другому человеку. В то же время следует иметь в виду, что чем амбивалентнее чувство, тем большей устойчивостью и глубиной оно обладает. Следовательно, формирование однозначных переживаний по отношению к деятельности человека в составе малой группы является одной из первоочередных задач адаптационного процесса.
Переживания требуют больших энергетических затрат и поэтому могут быть восприняты как фактор, мешающий деятельности. Обычно человек стремится избежать негативных переживаний. Механизмы психологической защиты действуют на подсознательном уровне и представляют собой систему регуляции и стабилизации личности, направленную на устранение негативных переживаний. Нормативный уровень психологической защиты есть у каждого человека. Однако существуют индивиды, у которых действие психологической защиты является чрезмерным и отрицательно влияет на качество жизни в целом. Это именно те люди, которые имеют дезадаптивные переживания, т.е. переживания, не обеспечивающие социальную адаптацию, а напротив, разрушающие ее. Следует иметь в виду, что адекватное переживание – это уже социальная адаптация. Каждый человек может попасть в критическую ситуацию, связанную с конфликтом, кризисом или стрессом, но чтобы адаптироваться к неблагоприятным событиям, надо переживать их. Кроме чрезмерного действия психологических защит, выделяют некоторые специфические нарушения при переживании человеком тех или иных событий и отношений: эмоциональное застревание и эксплозивность [Соколова Е.Т., Николаева В.В., 1995. С. 43-106]. Эмоциональное застревание представляет собой состояние, при котором возникшая аффективная реакция фиксируется на длительное время и оказывает влияние на мысли и поведение. Например, пережитая обида надолго “застревает” у злопамятного человека. Эксплозивность – повышенная возбудимость, склонность к бурным проявлениям аффекта, неадекватная по силе реакция. Яркие эмоциональные проявления можно наблюдать у таких людей даже по незначительному поводу.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.