Особенности профессиональной деятельности малых формальных групп. Экспериментальное исследование управления адаптацией МФГ к профессиональной деятельности, страница 35

Как уже отмечалось ранее, изменение личностных качеств членов группы в процессе адаптации к деятельности приводит к формированию новых представлений о целях и возможных способах выполнения деятельности, поэтому результат адаптационного процесса является ступенькой для дальнейшего развития механизмов совместной деятельности членов группы и для последующего изменения личностных качеств участников. Целенаправленное использование психологических средств адаптации личности к деятельности в группе позволяет управлять этими изменениями, прогнозировать процессы, связанные с изменением признаков совместной деятельности.

Во второй главе нами было показано, что адаптация – это процесс усвоения условий и содержания деятельности. Под влиянием адаптационного процесса личностные качества новичка изменяются так, что человек может выполнять работу наилучшим образом и добиваться максимально возможного для него результата.

Но, при отсутствии специальных методов управления нельзя рассчитывать на то, что адаптация студентов к учебной и будущей профессиональной деятельности завершится успешно.

Целенаправленное управление адаптационным процессом в ходе профессиональной подготовки позволяет психологически подготовить будущего специалиста к деятельности на производстве, повысить качество обучения, снизить риск неуспешной адаптации и уменьшить связанные с этим затраты.

Мы уже отмечали тот факт, что лишь в немногих организациях осуществляется психологическая поддержка сотрудников в период привыкания к деятельности, поэтому человеку необходимо уметь использовать ресурсы ситуации. Это возможно в том случае, когда у работника достаточно полно сформированы личностные качества, определяющие результативность деятельности: самоконтроль, самооценка, представления о профессиональной деятельности, навыки целеполагания, интеллектуальные свойства.

Методика по управлению процессом адаптации легла в основу создания учебно-тренингового. В качестве метода управления данным процессом адаптации выступают социально – психологические методы, содержание которых было рассмотрено нами в предыдущей главе. Внедрение данного курса позволит контролировать процесс адаптации, предотвратить возможные срывы.

Индивидуальные особенности личности, позволяющие наилучшим образом приспособиться к деятельности, выступают в качестве основных психологических средств адаптации. Но эти средства срабатывают только в том случае, если человек выполняет определенные действия, играющие роль первичных адаптационных средств. Переживания, сопровождающие процесс деятельности, будут играть роль адаптационных средств, если только они связаны с положительными активными эмоциями (интересом, радостью). Если переживания могут быть удовлетворены в данной деятельности, то они способствуют успешности адаптации.

Некоторые виды профессиональной деятельности связаны с работой в составе малой формальной группы. Следовательно, первичные психологические средства адаптации (действия) в этом случае имеют некоторую специфику: человек должен сопоставлять цель деятельности группы с собственными целями, желаниями, задачами; он вынужден также согласовывать свои действия с действиями других членов группы.

Для того чтобы помочь индивиду выработать собственную модель адаптационного поведения, мы должны привить ему максимально возможное количество профессиональных навыков или обучить его сопоставлять цели деятельности со своими целями, желаниями и возможностями.

Для выработки навыков профессионального поведения мы используем научение и самообучение. Научение основано на наблюдении и включает в себя приобретение теоретических профессиональных знаний в процессе учебной деятельности в системе ««субъект» - «объект»». Обучение посредством наблюдения заключается в том, что преподаватель (руководитель, наставник, более подготовленный участник действия) сообщает обучающемуся определённый алгоритм профессионального решения типовой задачи или правила выполнения определённых действий. То есть он не учит решению определенного типа задач, а показывает последовательность выполнения, с чего начинать и в каком направлении двигаться. В дальнейшем «новичок», столкнувшись с конкретной профессиональной проблемой, пытается решить её по заданному алгоритму.