В качестве профессионально-деятельностных средств адаптации могут выступать и личностные качества (волевой контроль, склонность к доминированию, представление о собственных возможностях, интеллектуальные свойства), и действия (обмен информацией, наблюдение, подражание).
Содержанием профессионально-деятельностных средств адаптации, является приобретение или активизация навыков, необходимых для выполнения работы. Для этого человеку необходимо знать, какие именно навыки понадобятся в процессе деятельности, следовательно, нужно иметь представление о содержании, особенностях, правилах выполнения работы. Навыки формируются не только в процессе теоретического обучения, но и в процессе применения полученных знаний на практике. Умение использовать имеющиеся знания ускоряет адаптационный процесс, поэтому необходимым является приобретение навыков практической деятельности.
В ходе учебно-тренингового курса нами были использованы такие профессионально - деятельностные средства, как обмен информацией, наблюдение, подражание, планирование, распределение работы в группе. Выполнение этих действий влияет на те личностные качества, от которых зависит успех профессиональной и социально-психологической адаптации. В дальнейшем именно эти качества – волевой контроль, уверенность в собственных возможностях, интеллект, - выступают как основные профессионально – деятельностные адаптационные средства.
Такой показатель как работоспособность в группе может быть повышена на 50% за счёт использования интенсивных форм обучения, а также при помощи игровых методов обучения, связанных с имитацией профессиональной деятельности. Практическая задача, которая была поставлена перед нами заведующим кафедрой «Проектирование и экспериментальная механика машин» М.П. Головиным, заключалась в подготовке студентов к изучению специальных предметов, связанных с конструированием. Подобная подготовка должна включать в себя обучение студентов навыкам работы в группе, а также развитие у членов группы навыков анализа ситуации и принятия решения. Члены исследуемой группы подвергаются воздействию первого и второго методов, то есть занимаются решением экспериментальных задач и игровым моделированием профессиональной деятельности. Выполнение экспериментальных игровых заданий сопровождается усложнением условий деятельности: повышением уровня сложности задания, увеличением объема требований к оформлению решения, введением дополнительных внешних раздражителей в ситуацию совместной деятельности. В качестве дополнительных внешних раздражителей нами использованы следующие факторы: присутствие заведующего кафедрой; присутствие учащихся других специальностей; присутствие и критическое выступление ведущего преподавателя. Для проведения занятий нами была выбрана игровая форма.
Технические задания для проведения занятий подразделяются на несколько уровней.
Задания первого уровня сводятся к анализу сложной системы с целью выявления функциональной роли отдельных элементов. В ходе выполнения этой задачи требуется обратиться к изученному ранее материалу, решение может быть представлено в любой форме.
Задания второго уровня сложности связаны с выявлением элементов, определяющих основные функциональные свойства системы. Студенты должны также исследовать возможности внешнего влияния на эти элементы. Для решения задачи требуется дополнительная информация, решение должно быть представлено в форме макета, чертежа и пояснительной записки к чертежу.
В задаче третьего уровня сложности необходимо воздействовать на указанный элемент в системе таким образом, чтобы свойства системы изменились в соответствии с условиями задачи. Для решения также требуется дополнительная информация. Макет выполняется в двух вариантах: 1) отражение исходного состояния системы; 2) отражение состояния системы после применения предложенного группой решения. Требования к оформлению дополняются необходимостью представить рекламный вариант проекта.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.