Особенности профессиональной деятельности малых формальных групп. Экспериментальное исследование управления адаптацией МФГ к профессиональной деятельности, страница 30

Наибольшее влияние на членов группы в процессе деятельности оказывают те люди, которые знают, как вести себя в данной ситуации, какие действия необходимо выполнять и т.д. [Майерс Д., 1999. С. 271-290]. Таким образом, формируя у человека навыки поведения в конкретной ситуации, связанной с профессиональной деятельностью, мы тем самым 1) способствуем выработке у него адекватной и устойчивой самооценки; 2) готовим человека к исполнению определённых ролей в профессиональной группе. Чем больше количество ролей, к исполнению которых готов индивид, тем быстрее он адаптируется к деятельности в профессиональной группе. Этот эффект был отмечен, например, Л.С. Выготским в отношении адаптации ребёнка к деятельности возрастной группы. Процесс адаптации человека к деятельности в профессиональной группе может быть ускорен за счёт предварительной подготовки, через приобретение навыков поведения в наиболее частых или проблемных ситуациях, возникающих в профессиональной деятельности. Поскольку до перехода в профессиональную группу человек входит в состав какой-либо другой (например, учебной) малой группы, он может приобрести необходимые навыки поведения также в процессе совместной деятельности. Такие условия формирования установок позволяют свести к минимуму погрешность ситуации.

При развитии когнитивных способностей воздействие на личность через модель «ситуация – поведение» является средством активизировать личностный потенциал. В случае эмоциональной коррекции, как считает М.Е. Литвак, моделирование позволяет изменить поведенческие качества субъекта. Моделирование может быть также использовано как способ активного обучения тренинговых групп.

Таким образом, концепции управления процессом адаптации можно разделить на следующие:

1. Управление посредством воздействия на условия, в которых происходит адаптация (изменение условий, ознакомление сотрудника с условиями, организация постепенного включения новичка в условия деятельности).

2. Управление посредством воздействия на выполняемую деятельность (профориентация, снижение нормативов на период адаптации, введение льготного режима работы).

3. Управление индивидом (группой), который (которая) адаптируется к деятельности.

В третьей группе концепций можно выделить следующие:

3.1. формирование необходимых навыков (т.н. рефлекторное обучение);

3.2. формирование определенных переживаний;

3.3. формирование навыков оценки ситуации и самоконтроля.

В данной работе рассматривается последняя концепция третьей группы (концепция 3.3.).

Основным методом реализации данной управленческой концепции является тренинговое обучение. На основании положений теории Р.Солсо нами была разработана тренинговая методика для развития навыков осознанного реагирования на ситуацию. Эффективность такого подхода в случае удачной реализации составляет, по предположению Р.Солсо, свыше 80%. По оценкам специалистов, такое обучение нужно в случаях, когда деятельность работника связана с интеллектуальными нагрузками. Следовательно, предлагаемая нами методика соответствует специфике будущей профессиональной деятельности студентов специальности «Интеграция САПР и систем информационной поддержки изделий».

В следующей главе рассмотрена реализация методики управления процессом адаптации в экспериментальном исследовании.

3.     Экспериментальное исследование управления адаптацией МФГ к профессиональной деятельности

3.2.  Организация и методы экспериментального исследования

Как показали результаты экспериментального исследования влияния психологических средств адаптации, проводимое с марта 1998г. по июнь 2002г по завершенности адаптационных процессов, для 19,8% учащихся адаптация к учебной (профессиональной) деятельности завершается с неудовлетворительным результатом. Поскольку в эксперименте приняли участие студенты различных учебных заведений: Красноярского финансово-экономического колледжа, Красноярского государственного университета, Красноярского государственного технического университета; Красноярской государственной архитектурно-строительной академии (общее количество участников 430 человек), необходимо отметить, что проблема неуспешной адаптации студентов является всеобщей.