Впервые приступая к исполнению определённых обязанностей в составе профессиональной группы, человек сталкивается с ситуацией, которая является для него новой, непривычной. Это значит, у человека нет определённых установок по отношению к данной конкретной ситуации, нет навыков выполнения профессиональных требований в условиях работы с именно этими людьми. Необходимые навыки и установки будут приобретены (сформированы или актуализированы) в процессе приспособления к условиям деятельности. Такими условиями являются правила работы в данной группе, нормы группового поведения, ролевые требования и ожидания по отношению к новичку, а также система профессиональных требований и психофизиологические условия труда. Таким образом, одновременно осуществляются следующие процессы: а) выполнение деятельности, б) оценка и усвоение условий деятельности, в) выработка навыков, необходимых для выполнения деятельности в данных условиях.
Совместная (коллективная) деятельность – это в определенной степени согласованная совокупность действий отдельных членов группы [Платонов Ю.П., 1990. С. 9-11]. Как было показано в исследованиях В.М. Бехтерева, коллектив отличается от простой совокупности индивидов наличием взаимодействия между участниками, причем целью взаимодействия является выполнение той деятельности, для которой и был создан данный коллектив. А.С. Макаренко развил это положение, определив принцип деятельности как основной для формирования коллектива. Впоследствии Л.И.Уманский заострил внимание на проблеме социально-психологических свойств группы (коллектива) как факторов результативной совместной деятельности. Взаимосвязь социально-психологических свойств группы и эффективности групповой деятельности является предметом исследований А.В. Петровского, Р.С. Немова, Н.Н. Обозова, А.Л. Журавлева и др. [Платонов Ю.П., 1990. С.23-27]. К наиболее важным свойствам, влияющим на деятельность членов группы, относятся следующие: социально-трудовая направленность коллектива, внутренняя структура группы, сплочённость участников.
Особого внимания заслуживают исследования феномена направленности коллектива как субъекта деятельности. «Диалектика взаимосвязанности субъекта и деятельности показывает, что в своем развивающем качестве выступает та деятельность, которая отвечает определенному отношению субъекта» [Платонов Ю.П., 1990. С. 31]. Представляя личность как систему отношений человека к действительности, В.Н. Мясищев определил процесс формирования (развития) личности как процесс смены деятельностей, основную роль, в выборе которых, играет индивидуальная предрасположенность, то есть, совокупность представлений, ожиданий, желаний, навыков, эмоциональных предпочтений.
В свою очередь, анализируя уровни индивидуальной расположенности и их взаимосвязь с формами коллективной деятельности, Ю.П. Платонов пришел к выводу о существовании такого феномена, как социально-трудовая направленность коллектива [Платонов Ю.П. 1990. С. 37]. Социально-трудовая направленность – это социально-психологическая основа трудовой активности группы [там же. С. 38]. Она является сочетанием когнитивного, аффективного и практического компонентов. Взаимозависимость компонентов обоснована и доказана в работах Н.Н. Обозова, Г.М. Андреевой и др.
Коллективная деятельность характеризуется наличием общей информационной базы, которая меняется и дополняется не только в процессе деятельности, направленной вовне, но и в процессе внутригрупповых взаимодействий. На уровне действий группа может быть представлена, как максимально подготовленный субъект, поскольку навыки и умения группы включают в себя всю совокупность навыков и умений отдельных членов группы. Цель деятельности группы включает в себя также совокупность индивидуальных целей, связанных с возможными результатами данной деятельности, и совокупность индивидуальных целей, связанных с межличностными отношениями в группе.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.