Особенности профессиональной деятельности малых формальных групп. Экспериментальное исследование управления адаптацией МФГ к профессиональной деятельности, страница 5

Таким образом, игра - это не столько один из основных видов деятельности, наряду с трудом, общением и учением, сколько форма реализации трудовой, коммуникативной, учебной деятельности, обладающая некоторыми уникальными свойствами. Целостная, сформированная как процесс целенаправленной деятельности, игра является сюжетной или ролевой и представляет собой процесс развёртывания “мнимой ситуации”, как отмечал Л.С. Выготский. Цель игровой деятельности нельзя выразить в объектно-бытовой форме, в отличие от целей, например, трудовой деятельности. Каждая деятельность соотносится со средствами, используемыми в ходе неё, с целью, определённой в социальном сознании, с задачами, которые необходимо решить, чтобы достигнуть цели. Игровая деятельность преследует цели, не имеющие чёткого определения в социальном сознании, считает Д.Б. Эльконин. Игра является результатом волеизъявления субъекта деятельности. Игровая деятельность начинается и прекращается в тот момент, когда этого хочет играющий. Таким образом, игра связана с изначальной свободой действий, которая вытекает из необязательного характера деятельности.

Игровая реальность является условной, поскольку игра начинается с удвоения реальности, с разделения окружающего мира на пространство жизненное и пространство выдуманное. Под жизненным пространством понимаются условия существования и деятельности, известные субъекту до вступления в игру, общепризнанные и подтверждённые социальным опытом. Выдуманное пространство является индивидуальным, оно изменяется в процессе игры под воздействием индивидуального опыта каждого из игроков. Следовательно, создание игрового пространства требует от человека интеллектуальной и творческой активности, стимулирует авторское отношение игрока к условиям деятельности, так как он формирует их для себя, создавая  игровую реальность. В таком качестве игра обеспечивает необходимую интенсивность переживаний: если человек перестанет эмоционально воспринимать происходящее, игровая ситуация перестанет существовать: только интенсивность переживаний, в сочетании с возможностью прекратить деятельность по собственному желанию, является преимуществом игры в глазах играющих.

Как отметил В.В. Зеньковский, игра ставит индивида перед необходимостью принимать решения, связанные с желаемым развитием событий. В игре человек учится прогнозировать развитие событий, оценивать собственные силы и учитывать всё это при принятии решений. Как считает Д.Б. Эльконин, игра является средством воссоздания ситуации, в которой ребёнок ведёт себя как взрослый, то есть выбирает, как поступить, какое действие выполнить и т.д. Таким образом, игра является средством развития мыслительной деятельности, в частности, навыков анализа и прогнозирования ситуации. Я считаю целесообразным использование игровых форм деятельности в адаптационном процессе.

Особенностью игровой формы деятельности является то, что фактор ответственности по отношению к содержанию деятельности отсутствует. Например, студента, не сдавшего сессию, могут отчислить, что приведёт к изменениям его образа жизни, круга общения, поведения. Если ребёнок играет «в институт», последствия неуспешной учебной деятельности, реализованной в игровой форме, не изменят условий существования ребёнка. Таким образом, в игре человек может опробовать различные модели поведения и способы реагирования на ситуацию и выбрать тот, который связан с наименьшими потерями.

Если бы игровая ситуация не имела никаких последствий для человека, в ней не содержалось бы, соответственно, никаких возможностей регуляции деятельности и обучения. Отсутствие последствий, выраженных в предметно-бытовой форме, компенсируется  интенсивностью эмоциональных реакций человека в процессе игры. Именно переживания, наряду с практическими действиями, являются средствами, позволяющих человеку приспособиться к ситуации. Как будет показано далее, переживания – важный фактор адаптации человека к отношениям и к деятельности. Игровая ситуация, как показано в работах Д.Б. Эльконина, содержит в себе причины для переживаний, присущие реальной ситуации – прототипу. Таким образом, человек приобретает эмоциональный опыт, связанный с определённой ситуацией, который может быть оценен и скорректирован в дальнейших играх, при обсуждении игр, в процессе припоминания игровой ситуации.