Обязательным этапом в проведении работы по управлению адаптационными процессами является сбор и анализ данных, позволяющих оценить социальную и профессиональную адаптивность учащихся, их адаптивность к совместной деятельности. Анализ собранных данных позволяет ежегодно согласовывать программу курса с индивидуальными особенностями студентов. Кроме того, анализ поведения и личных качеств студентов позволяет сделать вывод о том, какие дополнительные методы могут быть использованы в управлении учебным процессом для повышения его эффективности.
Для того чтобы сформировать необходимые качества и навыки, нужно знать, что они в себя включают. Такая информация была получена нами в ходе экспериментального исследования, проведенного в течение 2000 - 2003 гг. сотрудниками и учащимися экономического факультета Красноярской архитектурно - строительной академии. В исследовании приняли участие 80 человек. Исследование было посвящено проблемам профессиональной адаптации студентов технических специальностей, в частности, студентов специальности «Интеграция САПР и системы информационной поддержки изделий» Красноярского технического университета.
На основании полученных данных установлено, что учащимся названной специальности, для того чтобы успешно справляться с учебной деятельностью и затем быстро адаптироваться на производстве, необходимы следующие навыки:
1. умение работать в команде;
2. умение организовать совместную деятельность;
3. умение оценить ситуацию, выделить проблему, выработать решение и выбрать адекватные методы его реализации;
4. умение оценить свою работу;
5. умение проанализировать и оценить работу команды.
Эти данные позволили разработать учебно - тренинговый курс, направленный на формирование указанных навыков. С 2001/02 учебного года данный курс проводиться для студентов специальности «Интеграция САПР и системы информационной поддержки изделий».
В сентябре – октябре 2004г. нами проведен текущий сбор данных и сравнительный анализ результатов по профессионально – социальной деятельностной адаптации студентов 1-3 курсов на механико-технологическом факультете Красноярского государственного политехнического университета (КГТУ), обучающихся по специальности САПР - специализация: «Интеграция САПР и систем информационной поддержки изделий».
Сбор данных был направлен на изучение уровня социальной, профессиональной и деятельностной адаптации.
Социальная адаптация представляет это сознательное приспособление к условиям деятельности: студент должен осознать себя как личность, адекватно оценить свои возможности в учебном процессе и будущей профессиональной деятельности. Кроме того, учащимся необходима уверенность в том, что полученные знания помогут им добиться в жизни желаемых результатов. Человек должен воспринимать условия деятельности как нормальные, способствующие достижению жизненных целей.
Социальная адаптивность учащихся оценивалась нами по следующим параметрам:
1. насколько сложно воспринимается программа;
2. насколько реальным кажется будущий профессиональный успех;
3. справляется ли группа с учебой;
4. велико ли количество слабых студентов в группе;
5. соответствует ли поведение группы нормативным требованиям, существующим в данном учебном заведении;
6. насколько стабильно занимаются студенты в течение семестра.
Оценка проведена на основании опроса ведущих преподавателей.
Социальная адаптивность является завершенной, если наблюдаются следующие положения:
Ø человек постоянно выполняет необходимые действия в соответствии с требованиями;
Ø результат работы соответствует заданному;
Ø при этом поведение в процессе выполнения работы соответствует нормам и требованиям, установленным в организации
Результаты оценки социальной адаптивности показали, что изменяемым показателем является количество слабых (не справляющихся с учебной программой в установленные сроки) студентов в группе (рис.3.)
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.