Особенности профессиональной деятельности малых формальных групп. Экспериментальное исследование управления адаптацией МФГ к профессиональной деятельности, страница 8

На наш взгляд, не маловажное значение имеет мотивация к деятельности. Мотивация может быть определена как источник поведения, некоторый импульс, побуждающий человека к действию [Робер М.-А., Тильман Ф., 1988. С.87]. А. Маслоу описывает мотивацию как непрерывную, бесконечную и изменчивую. Считает, что любое изменение организма в какой-то мере связано с мотивацией, является мотивационным состоянием. Некоторые исследователи считают, что мотивационные импульсы у взрослого человека интегрированы с реальностью и обусловлены ею; наличие бессознательных, не обусловленных реальностью импульсов является патологией. А. Маслоу рассматривает мотивационные импульсы (актуализированные потребности) как имманентные (свойственные, присущие) субъекту, но не рассматривает процесс их возникновения. Эти мотивационные импульсы могут быть осознанными или неосознанными. Согласно А. Маслоу, потребности классифицируются следующим образом: 1) физиологический уровень (еда, секс); 2) уровень безопасности (безопасность, стабильность, зависимость, защита, свобода от страха, тревоги и хаоса, порядок, закон, ограничения); 3) уровень любви (любовь, привязанность, принадлежность); 4) уровень признания (признание, уважение, самоуважение, достижение как реализация личностных ресурсов, репутация, престиж); 5) уровень самоактуализации. Если все ресурсы организма долгое время подчинены удовлетворению одной потребности, эта потребность становится доминирующей. Потребности актуализируются (начинают влиять на поведение) в зависимости от целого ряда факторов, в число которых входят общий уровень удовлетворённости потребностей организма, удовлетворённость потребностей предыдущего уровня, наличие доминирующей потребности. Л.С. Выготский, а вслед за ним – А. Н. Леонтьев и Б. Ф. Ломов пришли к выводу о существовании у человека высоких и низких потребностей, причём удовлетворение потребностей одного уровня средствами другого невозможно. Высшие и низшие потребности, совокупно управляют поведением человека и его деятельностью.

Большое значение имеет фактор осуществимости мотивации, поскольку неудовлетворённая потребность вызывает состояние фрустрации. М.-А. Робер и Ф. Тильман определяют фрустрацию как состояние неудовлетворённости, являющееся результатом определённого сочетания потребности, которую испытывает человек в данной ситуации, и возможности удовлетворения этой потребнности [Робер М.-А., Тильман Ф., 1988. С. 89-102].

Понятие потребности не является исчерпывающим при описании мотивационной сферы личности. Н.И. Шевандрин, на основании исследований А.Н. Леонтьева, отмечает, что потребность способна породить только ненаправленную активность организма. Как отмечает В.Г. Леонтьев, направленность и организованность деятельности обеспечиваются мотивом. А.Н. Леонтьев определяет мотив как предмет, который выступает в качестве средства удовлетворения потребности. Мотив является результатом сочетания ситуации и личностных качеств индивида [Леонтьев А.Н., 1982. С. 71-80]. Следовательно, в основе различных вариантов поведения может лежать одна и та же потребность [Шевандрин Н.И., 1999. С. 194]. Цель гораздо более универсальна, чем средства ее достижения, потому что средства обязательно подвержены влияниям конкретных особенностей культуры, традиций и стереотипов. В то же время, один и тот же поведенческий акт, одно и тоже осознанное желание могут иметь в своей основе разные мотивы [Маслоу А., 1999. С. 64].

Вслед за А.А. Реаном и Я.Л. Коломинским, мы определяем мотив как побуждение к определенному виду внешней активности [Реан А.А., Коломинский Я.Л., 1999. С.56]. Мотив характеризуется осознанностью, устойчивостью и интенсивностью, соотношением внутренних мотивационных и внешних ситуативных факторов. Деятельность включает в себя целеполагание, опосредствование, выполнение определённых действий, оценивание, переживание результата. Мотив, определяющий выбор цели и предмета профессиональной деятельности, формируется на основе представлений о содержании профессии и соответствующем ролевом поведении. Мотив, определяющий выбор средств, формируется на основе имеющихся навыков выполнения работы. Мотив, определяющий процедуру выполнения действий, зависит от условий деятельности.