Особенности профессиональной деятельности малых формальных групп. Экспериментальное исследование управления адаптацией МФГ к профессиональной деятельности, страница 36

В основе самообучения лежит явление случайной эвристики [Розанова В.А., 1997. С. 160]. То есть это метод обучения, способствующий развитию находчивости, активности, нахождение правильного решения путем наводящих вопросов. В ранее нами было показано, что развитие познавательных способностей и изучение ситуации приводят к появлению у человека представлений о том, как можно себя повести в данном случае, или как можно выполнить данную работу. Эти представления соответствуют переходу на новый уровень, осмысление ситуации происходит значительно быстрее.

Мы считаем, что у студентов достаточно навыков для анализа информации, связанной с ситуацией, так как у данной возрастной группы необходимые интеллектуальные свойства уже сформированы.

Если у человека недостаточно навыков для выполнения определённой деятельности, он может попытаться избежать этой ситуации. Такое поведение свойственно высоко тревожным и интровертированным людям. Индивид может также попытаться найти средства решения задачи; такое поведение свойственно низко тревожным и экстравертированным людям [Леонтьев В.Г., 2002. С. 27]. Обучение профессиональному поведению должно быть организовано таким образом, чтобы избегание проблемной ситуации было связано с дополнительными трудностями (например, со снижением неформального статуса в группе, с межличностными конфликтами). В этом случае, человек будет пытаться разрешить проблемную ситуацию, тем самым, вырабатывая необходимые навыки, приобретая опыт. Но необходимо контролировать переживания, сопровождающие этот процесс, чтобы не произошло обратной реакции и срыва процесса адаптации. Далее мы еще обратимся к этому вопросу.

В ходе учебно-тренингового курса задания распределяются таким образом, чтобы от результатов работы каждого участника зависела успешность деятельности группы в целом. Например, индивид должен обеспечить группу материалом для выполнения макета, составить пояснительную записку к общему проекту, изготовить определённый элемент макета, созвониться с заказчиком, передать задание другим участникам. Индивидуальные задания рассчитаны на определённый уровень профессиональной подготовки. Качество выполнения индивидуального задания является показателем уровня профессиональной подготовки члена группы. Этот показатель воспринимается как объективный и лежит в основе групповой оценки индивидуальных действий. Кроме того, выполняя задание, человек оценивает свои возможности и недостатки, учится выбирать средства скорейшего достижения цели. В ходе обучения каждый член группы может воспользоваться опытом других участников и обратиться за советом к организаторам.

И обучение, и самообучение включают в себя имитацию определённых действий, подражание профессиональному поведению. Именно подражание является первичной внешней адаптационной реакцией [Леонтьев В.Г., 2002. С. 109-110], поэтому в работе  нами широко используются игровые формы деятельности.

Заинтересованность в результате возникает после того, как человек идентифицирует себя с данной деятельностью [Реан А.А., Коломинский Я.Л., 1999. С. 75]. Процесс идентификации, как отмечает Л.Г. Ионин [1995. С. 3-6], связан с такими качествами личности, как зависимость от группы, уверенность в себе. Выбор группы или субъекта, с которым человек себя отождествляет, зависит от его ценностной ориентации, от уровня самоконтроля, а также от того, насколько осознанным является выбор. Таким образом, чтобы адаптироваться к профессиональной деятельности и группе, человек должен понимать, для чего ему нужно выполнять эту деятельность, почему необходимо работать именно в группе и т.д. Такое понимание является результатом изучения и осознания ситуации, собственных возможностей. В ходе анализа человек выдвигает предположение: «Как будут развиваться события, если …». Выдвижение и проработка таких гипотез помогает определить стратегическое и оперативные цели деятельности, сопоставить каждую возникающую проблемную ситуацию с общей стратегией достижения цели (например, достижение определённого уровня доходов или завоевание признания в определённых кругах и т.д.) [Скотт П., 1998. С. 109-110]. Следовательно, человек должен представлять себе, как выглядит его будущая роль (профессиональная роль, например), какое место, занимает профессиональная деятельность в системе средств достижения личностных целей. Формирование заинтересованности в деятельности может быть осуществлено при помощи оценки ситуации, постановки задач, выявления цели и мотива деятельности, выбора мотива в соответствии с индивидуальными возможностями, в ходе построения индивидуального «дерева целей», при самоанализе, оперативном и стратегическом планировании.