Как отмечает Р.С. Немов, главным признаком коллективной деятельности, её существенной особенностью является взаимодействие. То есть, в случае, когда субъектом деятельности является группа, элементом деятельности является не действие, а взаимодействие. [Немов Р.С., 1982. С. 30]. Взаимодействие – это такая система действий участников совместной деятельности, в которой отдельные действия являются взаимообусловленными [Багрецов С.А., 1999. С. 18]. Таким образом, главным признаком взаимодействия как элемента совместной деятельности является взаимная обусловленность входящих в него операций. В каждый момент времени можно выделить две группы действий: 1) «раздражители», побуждающие других членов группы к выполнению определённых ответных действий; 2) «реакции» – действия, возникающие как ответ на «раздражитель». Каждое действие выступает и в качестве «раздражителя» (по отношению к последующим действиям других членов группы), и в качестве «реакции» (по отношению к предыдущим действиям других членов группы). Каждое действие оценивается участниками по следующим признакам: как оно соотносится с «раздражителем»; способствует ли последовавшая за этим действием «реакция» успешному достижению результата совместной работы.
Оценивая результат деятельности, члены группы оценивают также действия каждого участника. Как показали исследования С.А. Багрецова и др., действия оцениваются по отношению к результатам выполненной совместной работы, а также по отношению к межличностным отношениям в группе [Багрецов С.А., 1999. С. 185-227]. Следовательно, на оценку результата влияют соотношение формальной и неформальной ролевых структур, уровень развития взаимоотношений в группе. Под уровнем развития взаимоотношений понимается степень сплочённости и уровень взаимосвязанности членов группы.
Специфика оценки результатов совместной профессиональной деятельности заключается в том, что оценивается не только общий результат, но и вклад каждого участника в его достижение. Следовательно, фактическим проявлением оценки являются изменения, происходящие в ролевой структуре группы. Поэтому при анализе коллективной деятельности необходимо учитывать динамику и соотношение формальной и неформальной ролевых структур. Кроме того, необходимо учитывать условия совместной деятельности.
Эффективность деятельности членов группы определяется личностными качествами участников и социально-психологической структурой группы, причём индивидуальные недостатки могут быть компенсированы за счёт ресурсов коллективного субъекта деятельности. Таким образом, готовя человека к профессиональной деятельности, необходимо также научить его работать в группе. Впервые сталкиваясь с формальной группой, человек вынужден приспосабливаться не только к взаимоотношениям в ней, но и к особенностям совместной работы. Этот процесс усвоения правил деятельности называется адаптацией. Успешность адаптации зависит от того, насколько адекватно воспринимает новичок требования других членов группы, предъявляемые к его профессиональной роли, насколько правильно он понимает правила межличностных взаимодействий, существующие в группе. В сфере формальной деятельности адаптация протекает значительно проще, чем в неформальной, хотя эти процессы влияют друг на друга. В случае, если у человека недостаточно развиты личностные качества, требующиеся для выполнения данного типа деятельности, процесс адаптации как в формальной, так и в неформальной деятельности будет протекать гораздо сложнее.
Содержание адаптационного процесса, психологические средства, которые могут быть использованы при этом, рассмотрены нами в следующей главе.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.