Типы деятельности могут быть выделены по следующим основаниям. В зависимости от того, кто является субъектом, можно выделить индивидуальную и совместную деятельность. В случае, когда действия участников согласованы и упорядочены, совместная деятельность может быть названа коллективной. Мы выделяем следующие типы деятельности в малой формальной группе.
Формальная деятельность направлена на выполнение функций, являющихся группообразующими. В случае, если деятельность не связана с формальными целями существования группы, мы считаем её неформальной.
Деятельность, направленная на решение частной задачи, связанной с формальной целью существования группы, называется оперативной. Стратегическая деятельность направлена на решение задач, ведущих к достижению индивидуальных жизненных целей участников группы.
В зависимости от содержания и взаимосвязанности с особенностями совместной деятельности, можно выделить:
· организационную деятельность, направленную на распределение обязанностей в группе, выявление порядка выполнения работ, выбор средств деятельности;
· регуляционную деятельность, направленную на согласование действий участников группы.
В случае если деятельность направлена на приобретение навыков постановки и решения профессиональных задач, называется профессиональной.
В зависимости от цели можно выделить творческую, научную, научно-практическую, производственную деятельность. Целью творческой деятельности является создание ассоциативной и эмоциональной модели предмета (явления) окружающей среды. Особенностью выполнения творческой деятельности является задействование на этапе планирования и оценки ассоциативного мышления, эвристических механизмов, в сочетании с повышенной эмоциональностью.
Целью научной деятельности является создание объяснительной модели, изучение которой позволит прогнозировать изменение объектов и явлений окружающей среды. Особенностью выполнения научной деятельности является преобладание на этапе планирования и оценки логического мышления в сочетании с большим объёмом и высокой устойчивостью внимания, развитой кратковременной памятью, сформированной оперативной памятью.
Целью научно-практической деятельности является создание и реализация научной модели, применение которой приводит к изменениям в повседневной жизни и быту.
Целью производственной деятельности является создание и восполнение средств жизнеобеспечения, к которым относятся и материальные ресурсы, и средства деятельности.
Итак, основными видами деятельности являются общение, труд, учение и игра. Труд является наиболее значимым видом деятельности для формальной группы в организации (на предприятии), так как группа создаётся именно для выполнения трудовых обязанностей. Для членов учебных групп ранжирование видов деятельности по признаку значимости должно быть следующим: 1) учение; 2) труд; 3) общение. Это относиться только к той деятельности, которая выполняется в составе группы. Игра может выступать как поддерживающий вид деятельности по отношению к учению, так как в игре вырабатываются навыки и развиваются свойства личности, которые могут быть использованы в дальнейшем в процессе привыкания к профессиональной деятельности.
Мы выделяем следующие типы деятельности индивида в малой формальной группе: творческая, научная, научно-практическая, производственная, профессиональная, организационная и регуляционная, оперативная, стратегическая, формальная и неформальная.
Нами выделены следующие критерии для оценки деятельности индивида в формальной малой группе: функциональность, целесообразность, организованность.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.