Особенности профессиональной деятельности малых формальных групп. Экспериментальное исследование управления адаптацией МФГ к профессиональной деятельности, страница 43

Результаты оценки социальной адаптивности (рис.14.) показали, что опять же изменяемым показателем является количество слабых (не справляющихся с учебной программой в установленные сроки) студентов в группе. Но по сравнению с февралем месяцем, данный показатель в среднем снизился на 10% и составил 20%. Все преподаватели отметили нестабильность процесса обучения: в течение семестра растут задолженности и количество неуспевающих, студенты начинают активнее заниматься только перед сессией. Поведение студентов также не всегда соответствует нормативным требованиям, существующим в данном учебном заведении. Встречаются случаи опоздания, прогулы, невыполнения выданных заданий. Как мы уже отмечали ранее это можно устранить, ужесточив меры на административном уровне.

Рис.14. Показатели социальной адаптивности учащихся группы МТ 223-1 до и после изучения учебно-тренингового курса.

На гистограмме представлены результаты оценки следующих критериев:

A - Насколько сложно воспринимается программа?

B - Насколько реальным кажется будущий профессиональный успех?

C - Велико ли количество слабых студентов в группе?

D - Справляется ли группа с учебой?

E - Соответствует ли поведение группы нормативным требованиям, существующим в данном учебном заведении?

F - Насколько стабильно занимаются студенты в течение семестра

Оценка проведена по 3-х бальной шкале, при этом количество слабых студентов оценено следующим образом: ниже среднего – 1 балл среднее – 2 балла выше среднего – 3 балла.

Но стоит обратить внимание на тот факт, что практически все опрашиваемые преподаватель преподаватели отметили, что у студентов данной группы по сравнению со своими сверстниками больше шансов добиться профессионального успеха.

Результаты оценки профессиональной адаптации представлены ниже

Оценка по 1 параметру – отношение студентов к учебе (рис.15.)

Ø  учеба основное занятие – 12% (вырос на 6%)

Ø  учеба второстепенное занятие – 82%

Ø  затрудняюсь ответить – 0%

Рис.15. Оценка по 1 параметру – отношение студентов к учебе

- учеба основное занятие

- учеба второстепенное занятие

- затрудняюсь ответить

Отношение к учебной деятельности показало, что после изучения курса у учащихся формируется устоявшееся представление о себе и своей роли (деятельности, которую он выполняет). Однако вызывает опасение то, что большинство студентов считает учебную деятельность второстепенной. Применительно к данной группе сложившуюся ситуацию можно объяснить тем, что уже практически все работают по специальности или активно сотрудничают с предприятиями.

Оценка по 2 параметру – отношение к учебной программе (рис.16.)

- слишком сложная - 12% (вырос на 6%)

- нормальная – 82%

- проще чем я ожидал - 0%

Рис.16. Оценка по 2 параметру – отношение к учебной программе

- слишком сложная

- нормальная

- проще чем я ожидал

Оценка сложности программы показала, что представление о текущей ситуации немного меняется, то есть представление об учебном процессе развивается. Восприятие учебной программы как нормальной по уровню сложности свидетельствует о том, что учащиеся уверены в своих возможностях. Лишь два человека из группы считают, что программа сложная. Это может быть объяснено внутренними свойствами личности.

Оценка по 3 параметру – оценка собственных возможностей в профессиональной сфере (рис.17.)

- больше чем у всех – 12%

- как и у всех – 70%

- меньше чем у всех – 18%

Рис.17. Оценка по 3 параметру – оценка собственных возможностей

- больше чем у всех

- как и у всех

- меньше чем у всех

По данному параметру произошли изменения. Увеличилось число тех, кто не уверен в своих возможностях. Это могло произойти в результате того, что большее количество студентов поняли, что не правильно выбрали профессию.

Произошли изменения и в отношении к учебной группе (18). Об этом свидетельствует тот факт, что большее количество студентов стали воспринимать членов своей учебной группы как коллег, а не как друзей (от 34 до 59%). Группа создается для формальной деятельности, так что это положительный результат. Мы можем говорить о том, что больше половины группы правильно воспринимают рабочую ситуацию, адаптация по этому признаку происходит.