Особенности профессиональной деятельности малых формальных групп. Экспериментальное исследование управления адаптацией МФГ к профессиональной деятельности, страница 24

Мы считаем, что данная проблема должна решаться в процессе профессиональной подготовки, до начала профессиональной деятельности. Это позволит уменьшить затраты предприятий в сфере кадровой политики и закрепит позиции вуза на рынке образовательных услуг. Необходимо сформировать у будущих работников набор навыков адаптации к различным профессиональным ситуациям. В этом, мы считаем, и заключается оптимальный вариант управления адаптационным процессом.

Вообще, управление - это внешнее воздействие на объект с целью его преобразования до необходимого результата. Результативность управления обеспечивается системой методов, технологией управления. Управление малой формальной группой – это внешнее воздействие на группу с целью обеспечения ее функционирования в необходимом режиме с необходимым результатом. Можно сказать, что цель управления – обеспечение максимально эффективной, по отношению к целям организации, работы группы, оптимизация функционирования системы, получение возможно большего полезного эффекта при наименьших усилиях и затратах, в том числе и затратах времени. В данной работе под объектом управления подразумевается адаптация малых формальных групп к профессиональной деятельности. Управление адаптацией – это воздействие на отдельные элементы процесса адаптации таким образом, чтобы достичь максимального результата с наименьшими затратами временных и иных ресурсов. В соответствии с представленными в предыдущем параграфе элементами адаптационного процесса, управленческое воздействие может быть оказано:

ü  на индивида, который проходит адаптацию;

ü  на деятельность, которую этот человек выполняет;

ü  на условия, в которых происходит адаптация.

Цель управления адаптацией – оптимизация процесса. В соответствии с целью выделяют следующие задачи управления:

1.  уменьшение затрат на осуществление процесса как со стороны новичка (группы), так и со стороны предприятия;

2.  увеличение результативности адаптационного процесса как по отношению к профессиональной деятельности, так и по отношению к личности (группе), проходящей адаптацию.

Рассматривая, понятие управления, следует выделить основные управленческие функции как относительно обособленные направления управленческой деятельности, позволяющие осуществить управляющее воздействие. Реализация основных управленческих функций предполагает циклическое повторение процессов получения и переработки информации, выработку мер воздействия (принятие решения), реализацию воздействия (передачу решения на исполнение).

Вместе с тем не существует единого взгляда на состав основных управленческих функций. А. Файоль, один из выдающихся представителей «классической» школы управления, выделил шести типов операций или, в его терминологии, «функций». К их числу он отнес: техническую функцию, или производство, коммерческую (закупка, продажа, обмен), финансовую (поиски капитала, эффективное его использование), учет (бухгалтерская деятельность, статистика), обеспечение безопасности (сохранность собственности и персонала), администрирование (предвидение, организация, руководство, координация и контроль). Администрирование как раз и рассматривается им как «функция», позволяющая поддерживать целостность организации. Л. Гьюлик дополнил предложенный Файолем список управленческих функций такими, как «укомплектование штатов», «отчетность» и «составление бюджета». Планирование, организация, координация и руководство совпадают со схемой А. Файоля. Контроль в его схеме покрывается, составлением бюджета и отчетностью. Работа с кадрами входит у А. Файоля в организацию, а у Л. Гьюлика выделяется в самостоятельную составляющую.

Авторитетные современные исследователи Г. Кунц и С. О'Доннел в качестве основных функций выделяют: планирование, организация, контроль и руководство. К основным функциям они также относят работу с кадрами. Координацию же эти авторы рассматривают как феномен иного порядка, считая, что каждая из управленческих функций - это деятельность по координации.