Особенности профессиональной деятельности малых формальных групп. Экспериментальное исследование управления адаптацией МФГ к профессиональной деятельности, страница 11

Большое влияние на процесс выполнения деятельности, на достижение определённого результата играют представления человека о собственных желаниях и возможностях. Совокупность всех представлений индивида о себе самом, сопряженную с самооценкой, Р. Бернс называет Я-концепцией. Я-концепция включает в себя следующие элементы: 1) образ Я – представление индивида о самом себе; 2) самооценку – аффективную оценку вышеназванного представления; 3) потенциальную поведенческую реакцию – конкретные действия, которые могут быть вызваны образом Я или самооценкой. Е.Т. Соколова, Н.И. Шевандрин, И.С. Кон и др. отмечают, что Я-концепция представляет собой некоторую функцию, связывающую образ Я, самооценку, результат деятельности, причём поведение (выполняемые действия) зависят от сформированности образа Я и адекватности самооценки. Мы считаем, эту зависимость можно выразить следующим образом:

F = f{a;b;c},                                                         (1)

где F – Я-концепция; a – образ Я, b – самооценка, c – результат деятельности. с = f {a;b}                                                            (2)

Образ Я, согласно У. Джемсу, Ч. Кули, Д. Миду, И.С. Кону и др., зависит от эмоционального содержания межличностных отношений, в которые индивид включен, а также от уровня его притязаний, следовательно:

a = k/m,                                                                (3)

где k – представление человека о том, как его оценивает контактная группа, m – уровень притязаний.

Исследования И.С. Кона показали, что самооценка связана прямой зависимостью линейного типа с объективной и предполагаемой групповыми оценками, следовательно:

b = i*k,                                                                 (4)

где i – объективная групповая оценка, полученная в социометрическом исследовании.

Подставив выражения (3) и (4) в формулу (2), получим:

c = k*k*i/m,                                                         (5)

где k - представление человека о том, как его оценивает контактная группа, i - объективная групповая оценка, m - уровень притязаний индивида.

Следовательно, результат деятельности прямо пропорционален субъективному представлению члена группы о том, как его оценивают прочие участники, прямо пропорционален объективной групповой оценке возможностей данного индивида и обратно пропорционален уровню его притязаний.

Как уже отмечалось, регулирующие деятельность переживания связаны с оценкой возможности удовлетворения потребности, с оценкой состояния межличностных отношений в начале и в конце деятельности. Переживания, связанные с переоценкой или недооценкой возможности удовлетворения потребности, характерны для неустойчивой личности [Шевандрин Н.И., 1999. С.11]. Таким образом, выбор средств и результат деятельности являются результатом сочетания мотивации и переживаний (6). Мотивация может быть представлена как сочетание цели, представленной через ряд последовательных задач, и отношения к предмету – средству удовлетворения потребности. Переживания зависят от того, что человек знает о данной ситуации, и умеет ли он себя вести так, как нужно, чтобы получить желаемый результат.

c = z*n/p,                                                             (6)

где z – умение представить осознаваемую цель как ряд последовательно решаемых задач; n – наличие необходимых для данной ситуации поведенческих навыков, p – сложность объекта деятельности – средства удовлетворения потребности.

Мы видим, таким образом, что результат действия прямо пропорционален адекватности представлений человека о том, как его оценивает контактная группа, объективной групповой оценке (5), умению представить цель в виде ряда последовательно решаемых задач, наличию необходимых для данной ситуации поведенческих навыков (6). Результат действия обратно пропорционален уровню притязаний индивида (5) и сложности объекта деятельности (6).