Особенности профессиональной деятельности малых формальных групп. Экспериментальное исследование управления адаптацией МФГ к профессиональной деятельности, страница 38

2)  выполнение игрового проекта в группе под руководством преподавателя (включает в себя стратегическое и оперативное планирование деятельности, распределение обязанностей в группе в соответствии с возможностями каждого участника, анализ профессионального поведения);

3)  выполнение профессионального проекта в группе под руководством преподавателя (включает в себя организацию группы для обсуждения проблемы, стратегическое планирование и регулирование совместной деятельности, анализ профессионального поведения);

4)  выполнение профессионального проекта в группе самостоятельно, без вмешательства преподавателя (включает в себя, кроме вышеназванных действий, также построение и регулирование взаимоотношений с заказчиком);

5)  проведение игровых занятий в других группах (включает в себя анализ различных моделей поведения человека в группе, прогнозирование, моделирование ситуаций профессиональной деятельности);

6)  планирование и проведение ролевой игры в школе (кроме анализа профессионального поведения, включает в себя выявление цели деятельности, представление цели в виде ряда последовательно решаемых задач, сопоставление коллективной и индивидуальных целей деятельности, выявление ресурсов совместной деятельности);

7)  самостоятельное индивидуальное выполнение письменных работ «Самое важное решение в моей жизни», обсуждение этих работ по желанию учащихся;

8)  письменное выполнение и обсуждение работы «Учебная программа» на занятии в группе под руководством преподавателя (включает в себя сопоставление и структурирование задач деятельности).

Методы 1, 2, 3 направлены на формирование навыков профессионального поведения.

Методы 7, 8 направлены на формирование навыков постановки цели, выявления мотива деятельности.

Методы 4, 5, 6 направлены на выработку навыков анализа ситуации, постановки цели, на развитие профессиональных навыков.

Учитывая специфику будущей профессиональной деятельности учащихся, мы организовали воздействие таким образом, чтобы испытуемые были вынуждены использовать в работе ресурсы группы. Это обеспечивалось при помощи повышения уровня сложности задания, увеличения объема работ, сокращения сроков выполнения работ, а также при помощи определенных информационных воздействий, таких как, например, перекрывание части коммуникационных каналов в группе.

Испытуемые группы относятся к организованным, формальным, наделенным внешним статусом. Межличностные взаимоотношения, не являясь случайными и кратковременными, не нуждаются в ускоренном развертывании и играют вспомогательную роль в решении программных задач. Таким образом, у участников группы вырабатываются именно навыки мобилизации индивидуальных ресурсов в конкретной ситуации.

Методы воздействия должны подбираться таким образом, чтобы в результате адаптации человек научился компенсировать недостаток индивидуальных ресурсов за счет возможностей, содержащихся в условиях деятельности.

Так как неудовлетворительные результаты в учебной, игровой, профессиональной совместной деятельности были отмечены во всех экспериментальных группах, вне зависимости от года обучения, мы считаем, что процесс адаптации к учебной деятельности зачастую остаётся незавершённым. В ходе учебно-тренингового курса нами были смоделированы такие условия деятельности, которые вынуждали участников использовать психологические средства адаптации, соответствующие их индивидуальным особенностям: работоспособности, лидерским качествам, эмоциональной устойчивости, конфликтности, представлениям о собственных возможностях в сфере профессиональной деятельности.

В качестве мотивационных средств адаптации могут выступать как личностные качества (желание, стремление), так и действия (анализ цели деятельности, самоанализ). Воздействие мотивационных средств адаптации заключается в том, что индивид представляет выполняемую деятельность как средство достижения личных целей, средство удовлетворения свих желаний и потребностей.