Особенности профессиональной деятельности малых формальных групп. Экспериментальное исследование управления адаптацией МФГ к профессиональной деятельности, страница 14

Как личности присущи определённые качества, влияющие на деятельность и формирующиеся в процессе неё, так коллективному субъекту деятельности присущи определённые социально-психологические феномены, связанные с деятельностью: уровень взаимосвязанности участников, эмоциональный фон, сплочённость, ролевая структура, микроструктура.

Внутренняя структура группы включает в себя совокупность микрогрупп, образованных наиболее тесно взаимодействующими той или иной в сфере деятельности участниками, а также совокупность моделей ролевого поведения, присущих членам группы. В случае, когда человек реализует лидерское поведение, особенности поведенческой модели будут связаны с тем, почему он хочет быть лидером. В ситуации, когда человек не является и не стремится стать лидером, особенности поведенческой модели будут связаны с такими личностными качествами, как уровень зависимости от группы, эмоциональная устойчивость, экстравертированность. Проблемы лидерства, взаимоотношений личности и группы занимают основное место в исследованиях внутригрупповых взаимодействий. Не подлежит сомнению влияние внутренней структуры группы на результативность деятельности индивидов в ней. Как отмечает С.А. Багрецов, эффективность деятельности членов группы определяется не только и не столько их личностными качествами, сколько особенностями сочетания этих качеств, психологической совместимостью членов группы, сработанностью и организованностью, распределением функций в группе, ролевой структурой коллектива. Незначительные разногласия в группе могут перерасти в межличностный конфликт, который отрицательно скажется не только на результатах деятельности специалистов, но и на их личностных качествах [Багрецов С.А., 1999. С. 16-17]. Таким образом, успешность деятельности человека в группе зависит от его профессиональной подготовленности, а также от того, насколько развиты у него навыки совместной деятельности.

Российские исследователи рассматривают понятие сплочённости как многомерный признак степени развития группы. А.В. Петровский считает, что групповая структура имеет несколько уровней. Внешний уровень представляет собой систему непосредственных эмоциональных отношений; второй уровень образован системой отношений в сфере совместной деятельности; третий уровень образован взаимоотношениями, вытекающими из отношения участников к цели совместной деятельности. С.А. Багрецов, В.М. Львов, В.В. Наумов, К.М. Оганян, например, считают, что сплочённость на внешнем уровне проявляется в развитии эмоциональных контактов, на втором уровне – в совпадении у членов группы оценок, связанных с основной деятельностью, на третьем – в совпадении оценок, связанных с целью деятельности [1999. С.436-437]. Повышение сплочённости группы может сопровождаться снижением индивидуальных адаптационных возможностей каждого участника: выполняя самостоятельную работу, человек стремится, в первую очередь, получить одобрение группы, и уже затем – достигнуть необходимого результата. Принимая решение в такой ситуации, участники ориентируются на реакцию группы, а не на цель деятельности. Высокий уровень сплочённости и взаимопонимания в группе приводит к появлению феномена «коллективного мышления» [Скотт П., 1998. С. 251-253]. Как показывают исследования Д. Эссер, Д. Линдорфер, коллективное мышление приводит к негативным последствиям в работе группы. И. Джанис в числе таких последствий выделяет неоправданный риск, давление “большинства”, неприятие внешних советов, стремление избежать постороннего влияния [Скотт П., 1998. С. 252]. Как отмечает П. Скотт, существуют определённые правила организации работы группы, которые должны соблюдаться тем строже, чем выше сплочённость в группе. К таким правилам относятся поощрение разногласий и критики, отсутствие постоянных ролей в группе, поощрение процесса формирования микрогрупп [Скотт П., 1998. С. 252-253]. Следовательно, подготавливая специалиста к работе в группе, необходимо научить его не только согласовывать свои действия с действиями других участников, но и противостоять мнению коллектива, самостоятельно оценивать цель и задачи выполняемой работы.