Важным условием достижения результата в совместной деятельности является распределение и согласование действий и операций, выполняемых индивидуально. Осуществление этого условия связано с закреплением за членами группы определённых «прав и обязанностей», то есть с формированием ролевой структуры, следовательно – ролевых моделей поведения, ожиданий и оценок. Процесс формирования ролевой структуры в группах с внешним статусом осложнён наличием априорной (сложившейся до появления группы) профессионально-квалификационной стратификации, обусловленной именно внешним статусом. Например, в учебной группе должен быть староста, который следит за посещаемостью, служит связующим звеном между студентами и деканатом и т.д. Если человек, которого выбрали (назначили) старостой не обладает ярко выраженными качествами лидера – организатора, его формальная роль не будет соответствовать неформальной, поскольку руководство группой в организационных вопросах возьмёт на себя другой человек (другие люди). Такое несоответствие формальной и неформальной ролей, несоответствие действий человека, выполняющего определённую роль, ожиданиям других членов группы приводит к появлению в группе роли «неудачника», возможно даже – «изгоя». Человек, который, по мнению других участников группы, не справился с формальной ролью, переживает стресс, связанный с кризисом самооценки. Разумеется, уровень проявления лидерских качеств оценивается не по абсолютной шкале, а по отношению к группе, в которой человек находится: достаточно ли его лидерских качеств для организации совместной деятельности в данной группе?
Ролевые структуры находятся в непосредственной связи с личностными качествами членов группы. Исследования С.А. Багрецова, Т.С. Кабаченко и др. показали, что на распределение ролей больше всего влияют такие качества участников группы, как адекватность самооценки, эмоциональная устойчивость, наличие фиксированных установок в отношении данной ситуации. Эмоциональная устойчивость относится к постоянным личностным качествам, не меняющимся в процессе адаптации. Адекватность самооценки изменяется под влиянием деятельности и представлений других членов группы. Наибольшее влияние на членов группы в процессе деятельности оказывают те люди, которые знают, как вести себя в данной ситуации, какие действия необходимо выполнять и т.д. [Майерс Д., 1999. С. 271-290]. Таким образом, формируя у человека навыки поведения в конкретной ситуации, связанной с профессиональной деятельностью, мы тем самым 1) способствуем выработке у него адекватной и устойчивой самооценки; 2) готовим человека к исполнению определённых ролей в профессиональной группе. Чем больше количество ролей, к исполнению которых готов индивид, тем быстрее он адаптируется к деятельности в профессиональной группе. Этот эффект был отмечен, например, Л.С. Выготским в отношении адаптации ребёнка к деятельности возрастной группы. Процесс адаптации человека к деятельности в профессиональной группе может быть ускорен за счёт предварительной подготовки, через приобретение навыков поведения в наиболее частых или проблемных ситуациях, возникающих в профессиональной деятельности. Поскольку до перехода в профессиональную группу человек входит в состав какой-либо другой (например, учебной) малой группы, он может приобрести необходимые навыки поведения также в процессе совместной деятельности. Такие условия формирования установок позволяют свести к минимуму погрешность ситуации. Экспериментальные исследования показали наличие зависимости между интеллектуальными (объём и устойчивость внимания, уровень развития произвольного запоминания, тип мышления) и поведенческими (модель поведения в группе, модель поведения в проблемной ситуации, самооценка) свойствами личности.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.