Особенности профессиональной деятельности малых формальных групп. Экспериментальное исследование управления адаптацией МФГ к профессиональной деятельности, страница 37

Для правильной оценки ситуации необходимы навыки, которые вырабатываются в процессе планирования совместной деятельности, поэтому мы ставим испытуемых перед необходимостью осуществлять такое планирование. В ходе занятия участники группы должны выбрать путь достижения цели в соответствии с индивидуальными возможностями каждого из них.

Для того чтобы поставить задачи, ведущие к достижению цели, необходимо представить цель как динамический объект. Навыки представления цели в виде ряда последовательно решаемых задач вырабатываются в процессе коллективного обсуждения планов и результатов работы. Для того, чтобы поставить учащихся перед необходимостью такого обсуждения, мы включали в задание, следующее требование: группа должна быть организована по определенным правилам.

Сопоставление мотива совместной деятельности и собственных целей возможно тогда, когда человек способен выявить и оценить мотив. Этот навык приобретается также в процессе коллективного обсуждения, в ходе построения «дерева целей» для общей деятельности. В процессе работы объекты, выбранные группой (или представленные руководителем) в качестве предметов совместной деятельности, дополняются и усложняются. Это может варьировать от определенного количества решённых задач (уровень сложности не оговорён, способ решения не оговорён) до профессионального проекта, определённым образом выполненного и представленного в виде конструкторской разработки, рекламной кампании, тренингового курса. Выполнение таких заданий позволило участникам удовлетворить собственные потребности в признании, самореализации, в достижении успеха.

Как было показано в первой главе, переживания, сопровождающие деятельность в составе малой формальной группы, являются одним из наиболее эффективных средств влияния на индивидуальное поведение. Эти переживания представляют собой эмоциональный опыт, на основании которого потом человек ожидает определенных последствий от выполняемых действий. Если переживания являются положительными, связаны с активными эмоциями, человек становится более уверенным в себе, самооценка повышается. Если переживания являются отрицательными, самооценка снижается. Этот эффект является наиболее значительным в том случае, если негативные переживания связаны с активными эмоциями (раздражение, гнев).

Следовательно, в основе выбора методов экспериментального воздействия лежит необходимость организовать коллективную учебно-профессиональную деятельность, которая будет успешной, приведет к появлению у испытуемых опыта положительных переживаний по отношению к результатам работы.

В процессе учебно-тренингового курса прорабатываются возможные варианты взаимодействия в малой профессиональной группе и проблемные ситуации, связанные с работой. Содержанием воздействия является моделирование различных форм деятельности. В соответствии с индивидуальными особенностями, в процессе совместной деятельности учащиеся реализуют определённые модели поведения. Задачей моделирования является создание такой ситуации, в которой человек будет вынужден реализовать определенные адаптационные средства, чтобы добиться необходимого результата. Система психологических средств адаптации включает в себя переживания по поводу результата деятельности. Это происходит в тех случаях, когда эти переживания являются положительными, конструктивными, базируются на активных эмоциях. Такие переживания повышают самооценку, формируют у работника уверенность в том, что имеющихся ресурсов достаточно для достижения необходимого результата деятельности, а также в том, что выполняемая работа положительным образом повлияет на взаимоотношения с коллегами.

Мы выделяем следующие методы управляемого воздействия:

1)  выполнение экспериментальных заданий в группе под руководством преподавателя (включает в себя решение парадоксальных задач, обсуждение алгоритма профессионального поведения, выдвижение и проработку гипотезы типа «Как будут развиваться события, если…»);