На результативность деятельности в значительной мере влияет коммуникационная структура малой группы и особенности коммуникационных стратегий её участников. В процессе деятельности коммуникационная структура может изменяться и оптимизироваться, если происходят какие-либо изменения в составе участников или если группа впервые выполняет какое-либо специфическое задание. Как отмечает Б.С. Братусь, «деятельность пусть и необходимый, но лишь один из уровней взаимодействия с миром; замкнуть в нём человека значит редуцировать, упростить его образ… Известно, что в рамках деятельности центральным, запускающим моментом становится ее предмет, цель осуществления, в зависимости от чего подбираются, варьируются средства, орудия, задачи… Смысловая сфера, напротив, фокусируется на средствах, они, в конечном итоге, определяют цель, вернее, способы её оправдать или, напротив, осудить, несмотря на достигнутый успех реализации предметной деятельности» [Братусь Б.С., 1999]. Используя психологические средства адаптации, мы совмещаем деятельностное и смысловое воздействие на личность.
Итак, деятельность – это осознанная форма внешней активности человека, обладающая такими свойствами как целенаправленность, предметность, опосредованность. Содержание отдельных элементов структуры деятельности, как было показано в данном параграфе, связано с особенностями самой деятельности, например, с её индивидуальным (групповым) характером, формальностью, а также с тем, соответствует ли выполняемая деятельность личностным особенностям субъекта.
Деятельность в малой формальной группе может быть оценена по следующим основным критериям: функциональность, формальность, целесообразность, организованность.
− Функциональность является показателем, отражающим соответствие деятельности тем целям, для достижения которых группа создана.
− Формальность отражает соответствие деятельности ожиданиям окружающих, связанным с внешним статусом группы.
− Организованность отражает наличие распределения обязанностей в группе в период выполнения данной деятельности, а также то, насколько осознана и спланирована данная деятельность.
− Целесообразность является показателем, отражающим соответствие распределения обязанностей, процедуры выполнения действий задачам деятельности.
На содержание элементов деятельности влияет также вид и тип деятельности. В данной дипломной работе особое внимание уделено совместной профессиональной деятельности, особенности которой, представлены в следующем параграфе.
В российской психологии основное место занимает проблема совместной деятельности, через призму которой рассматриваются и взаимоотношения в группе, и ценностная ориентация входящих в группу субъектов, и двойственность групповой структуры, и групповая динамика.
Деятельность индивидов в малой формальной группе является предметом изучения целого ряда современных теорий, связанных с деятельностью организаций и управлением. Эффективность современной организации в значительной степени определяется не столько достижениями отдельных индивидов, сколько результативностью всей группы, деятельность которой направлена на реализацию общих целей совместными усилиями. Особенность коллективной деятельности заключается в усложнении мотивации, в наличии дополнительных возможностей выполнения отдельных действий. Малая формальная группа как субъект деятельности обладает определённой структурой и направленностью. Человек, работающий в составе профессиональной группы, должен учитывать интересы, возможности, желания остальных участников. На усвоение правил и норм деятельности, а также на процесс формирования необходимых навыков влияют не только личностные качества индивида, но и наличие возможности получить необходимую информацию, увидеть, как эту работу выполняет кто-то другой.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.