Особенности профессиональной деятельности малых формальных групп. Экспериментальное исследование управления адаптацией МФГ к профессиональной деятельности, страница 44

Рис.18. Оценка по 4 параметру – отношение к своей учебной группе

- друзья

- коллеги

- посторонние

Сравнение процессов и результатов решения различных задач группой в различных ситуациях позволяет отметить эффективность адаптации учащихся к работе в группе:

Наблюдается сформированная ролевая структура, в любой сфере деятельности происходит выделение руководителя и распределение обязанностей, в соответствие с отведенной ролью. Наличие у студентов данного курса навыков совместной работы, позволяет им быстро и качественно решать поставленные задачи, легко переключаться с одного вида деятельности на другой.

Таким образом, мы делаем выводы, что управляемое воздействие, оказываемое на учащихся в 4 семестре, в форме учебно – тренингового курса, способствует успешной адаптации учащихся к совместной деятельности.

Отсутствие необходимого управленческого воздействия значительно затягивает процесс деятельностной адаптации, снижает его эффективность, а, следовательно, приводит к снижению эффективности учебной деятельности в целом.

На основании результатов исследования мы считаем необходимым организовать управление процессом адаптации студентов к учёбе и будущей профессиональной деятельности. Управление заключается, в первую очередь, в целенаправленном использовании психологических средств адаптации формальных групп к деятельности.

Эффективности данной методики также подтверждается следующими данными.

После изучения учебно-тренингового курса результат профессиональной деятельности повышается в среднем примерно на 70 %. Это проявляется в увеличении объема успешно выполняемых профессиональных задач (в заданное время с заданными результатами).

Начиная с третьего курса, большинство студентов трудоустраиваются по своей специальности и активно сотрудничают с кафедрой. Выполненные студентами проекты легли в основу целого ряда разработок, выполненных сотрудниками кафедры в рамках научно-исследовательской работы. Ниже представлено процентное соотношение студентов работающих по специальности до и после внедрения учебно-тренингового курса (рис. 19).

 

Рис.19. Процентное соотношение студентов работающих по специальности до и после внедрения учебно-тренингового курса

Со студентами группы МТ – 221 занятия по данной методике не проводились.

Компания «Дельмор» подписала договор с "СИТИ-Центром" на внедрение консультационного проекта, подразумевающего проведение тренингового курса по подобной методике. Тренинговый курс, по предварительной оценки руководителя компании «Дельмор», приведет к повышению результата деятельности персонала до 30%. Стоимость такого курса составляет 500 тыс. руб. на 11 человек. Это порядка 45450 руб. на человека.

Затраты на обучающий курс в рамках ВУЗа по данной методике могут быть рассчитаны по формуле:

, (7)

где З – затраты на курс; Т – количество занятий (час); С – стоимость работы преподавателя (руб./ч); СВ – стоимость видеочаса; СК – стоимость компьютерного часа; СО – стоимость оборудования для ролевых игр.

Стоимость видеочаса находим по следующей формуле:

, (8)

где СП – стоимость пленки для цифровой камеры; ТП – количество часов в пленке.

Теперь рассчитаем стоимость данного трехмесячного курса:

В группе 19 человек. Отсюда, получаем, что затраты на 1 человека составляют:

Экономический эффект составляет:

, (9)

где ЗД - затраты на обучающий курс на одного человека в компании Дельмор; ЗВ - затраты на обучающий курс на одного человека в рамках ВУЗа

Экономиескичй эффект составил:

На основании результатов исследования мы считаем необходимым организовать управление процессом адаптации студентов к учёбе и будущей профессиональной деятельности. Управление заключается, в первую очередь, в целенаправленном использовании психологических средств адаптации личности к деятельности.

Общие выводы по дипломной работе представлены в заключении.