Цель деятельности членов группы включает в себя цель общей формальной деятельности, совокупность индивидуальных целей, связанных с возможными результатами данной деятельности, совокупность индивидуальных целей, связанных с межличностными отношениями в группе. В основе целей, связанных с возможным результатом деятельности, лежат «центробежные» силы, характеризующие малую группу наряду с «центростремительными». «Центробежные» процессы заключаются в том, что человек периодически переживает кризис, связанный с самоопределением в группе. Это значит, индивид стремится доказать себе и остальным, что представляет социальную ценность вне зависимости от группы. Если центробежные процессы подавляются, группа становится более однородной, люди лучше организуются в процессе совместной деятельности, однако в этом случае имеет место эмоциональная напряжённость, пониженная стрессоустойчивость, повышенная конфликтность участников деятельности. Чем сильнее подавление центробежных процессов, тем определённее результат, к которому стремятся участники группы в конфликтном взаимодействии («я хочу, чтобы он ушёл из нашей группы», «давайте объявим ей бойкот» и т.д.). Таким образом, деятельность индивида в малой группе изначально может быть охарактеризована внутренней противоречивостью цели: с одной стороны, общая цель, для достижения которой необходимы сплочённость и согласованность действий, пренебрежение личными интересами; с другой стороны – индивидуальная цель, для достижения которой необходимо соблюдение личностных интересов. В процессе эксперимента мы решаем это противоречие: целью совместной деятельности членов группы является приобретение навыков постановки и решения профессиональных задач. Общая цель включает в себя ряд частных целей (задач), основной из которых является развитие личностных качеств отдельных участников. Личностные качества, о которых идёт речь, относятся к индивидуальным особенностям и связаны с профессиональной деятельностью (например, особенности логического мышления). Их активизация является необходимым условием успешности совместной деятельности участников группы в процессе эксперимента. Такой подход становится возможным за счёт подбора задач и форм учебной деятельности в соответствии с индивидуальными особенностями участников экспериментальных групп.
В основе целей, связанных с межличностными отношениями в группе, лежат «центростремительные» силы – стремление к повышению уровня сплочённости и взаимосвязанности. Эти цели зависят от личностных особенностей входящих в группу людей, от содержания формальной деятельности, от уровня взаимосвязанности и сплочённости участников группы. Чем устойчивее группа, чем дольше она существует, тем медленнее меняются уровни взаимосвязанности участников, тем менее интенсивно выражены их желания и настроения в отношении друг друга. Следовательно, влияние на совместную деятельность индивидуальных целей, связанных с межличностными отношениями, в таких группах является минимальным.
При изучении структуры совместной деятельности особое внимание должно быть уделено мотивационному элементу и процедуре выполнения отдельных действий.
По отношению к коллективной деятельности различают мотив и предмет деятельности.
Мотив – это то, что побуждает людей участвовать в совместной деятельности. Мотив совместной деятельности в целом зависит от следующих факторов:
· социально-психологических свойств группы (уровня взаимосвязанности участников, эмоционального фона, сплочённости, социально-трудовой направленности группы (преобладающих видов поведения и деятельности));
· отношения к внешнему противнику (конфликт или конкуренция).
Мотив деятельности, выполняемой отдельными членами группы, зависит от следующих факторов:
· личностных качеств членов группы (адекватность самооценки, эмоциональная устойчивость, интеллектуальные показатели, уровень концентрации и устойчивости внимания, тип мышления, уровень развития произвольной памяти);
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.