Особенности профессиональной деятельности малых формальных групп. Экспериментальное исследование управления адаптацией МФГ к профессиональной деятельности, страница 4

Деятельность, содержанием которой является не преобразование предмета, а усвоение средств, способов, правил этого преобразования, называется учением. Учение – это вид деятельности, направленной на приобретение знаний, умений и навыков, связанных с определённой социальной или профессиональной ролью. Учение может быть представлено как совместная деятельность, в которой участвуют ученик и педагог. Следовательно, успешность учебной деятельности и темпы адаптации к ней зависят от наличия навыков совместной деятельности. Учение может быть совмещено с другими видами деятельности. У взрослых людей, как отмечает Р.С. Немов, учение может приобретать характер самообразования. На результаты учебной деятельности влияют интеллектуальные свойства и эмоциональные качества личности.

Деятельность, содержанием которой является приобретение необходимых знаний и навыков в процессе моделирования соответствующих условий окружающей среды, называется игрой. Игра – это такой вид деятельности, основным содержанием которого является моделирование других видов деятельности, имитация соответствующих ситуаций и формирование необходимых навыков. В практической психологии моделирование ситуации или поведения широко распространено как способ воздействия, позволяющий актуализировать присущие субъекту свойства (например, развить творческое мышление), а также сформировать у человека определённые установки и навыки. Как метод изменения свойств субъекта, моделирование берет свое начало в практическом психоанализе, причём первоначально задачей такого воздействия являлось обращение к скрытым свойствам субъекта. С распространением психоанализа и усилением внимания к малым группам появились технологии групповой терапии, основанные на тех же принципах. Распространение получает метод моделирования реальных ситуаций в лабораторных условиях, изменяется цель воздействия: от определения внутренних ресурсов, их мобилизации или коррекции, к приобретению устойчивых поведенческих стереотипов. Моделирование используется, например, в тренингах по развитию когнитивных способностей. При развитии когнитивных способностей воздействие на личность через модель «ситуация – поведение» является средством активизировать личностный потенциал. В случае эмоциональной коррекции, как считает М.Е. Литвак, моделирование позволяет изменить поведенческие качества субъекта. Моделирование может быть также использовано как способ активного обучения тренинговых групп. Важную роль в этом случае играет групповой фактор, который даёт так называемый эффект резонанса [Растянников П.В., 1994. С. 210-229]. Внешнее воздействие, направленное на группу, вызывает в ней ряд индивидуальных откликов, что влияет на внутригрупповые процессы и приводит к значительному усилению (ослаблению) результата воздействия [Славсон С.Р., 2000. С. 508-530]. Анализируя возможности моделирования как процесса воздействия на личность, П.В. Растянников выделил следующие составляющие: реальность, которая является моделью; реальность, которая моделируется; субъект моделирования. Для того чтобы модельное отношение привело к желаемому результату, необходимо должным образом репрезентировать модельную ситуацию. Автор настаивает на том, что модельной ситуацией может быть любая объективно существующая ситуация, с которой сталкивается группа. Таким образом, основную роль в воздействии модельной ситуации на личность играет абстрактный характер модели. Важное значение имеют личностные качества субъекта моделирования [Растянников П.В., 1994. С. 210-211]. Как было доказано В.В. Зеньковским, игровая деятельность позволяет создать такую модель ситуации, которая не нуждается в дополнительной репрезентации, поскольку представляет собой модель, разрабатываемую самими участниками. Модель должна обладать некоторыми свойствами, присущими моделируемому объекту; выбор свойств осуществляется в соответствии с целью моделирования. В процессе игры между участниками происходит обсуждение того, какие признаки моделируемой ситуации являются наиболее значимыми; развёртывание игры позволяет проанализировать, правильно ли были выбраны признаки. Игровая деятельность способствует формированию наиболее адекватных представлений об отображаемой ситуации.