Деятельность, содержанием которой является не преобразование предмета, а усвоение средств, способов, правил этого преобразования, называется учением. Учение – это вид деятельности, направленной на приобретение знаний, умений и навыков, связанных с определённой социальной или профессиональной ролью. Учение может быть представлено как совместная деятельность, в которой участвуют ученик и педагог. Следовательно, успешность учебной деятельности и темпы адаптации к ней зависят от наличия навыков совместной деятельности. Учение может быть совмещено с другими видами деятельности. У взрослых людей, как отмечает Р.С. Немов, учение может приобретать характер самообразования. На результаты учебной деятельности влияют интеллектуальные свойства и эмоциональные качества личности.
Деятельность, содержанием которой является приобретение необходимых знаний и навыков в процессе моделирования соответствующих условий окружающей среды, называется игрой. Игра – это такой вид деятельности, основным содержанием которого является моделирование других видов деятельности, имитация соответствующих ситуаций и формирование необходимых навыков. В практической психологии моделирование ситуации или поведения широко распространено как способ воздействия, позволяющий актуализировать присущие субъекту свойства (например, развить творческое мышление), а также сформировать у человека определённые установки и навыки. Как метод изменения свойств субъекта, моделирование берет свое начало в практическом психоанализе, причём первоначально задачей такого воздействия являлось обращение к скрытым свойствам субъекта. С распространением психоанализа и усилением внимания к малым группам появились технологии групповой терапии, основанные на тех же принципах. Распространение получает метод моделирования реальных ситуаций в лабораторных условиях, изменяется цель воздействия: от определения внутренних ресурсов, их мобилизации или коррекции, к приобретению устойчивых поведенческих стереотипов. Моделирование используется, например, в тренингах по развитию когнитивных способностей. При развитии когнитивных способностей воздействие на личность через модель «ситуация – поведение» является средством активизировать личностный потенциал. В случае эмоциональной коррекции, как считает М.Е. Литвак, моделирование позволяет изменить поведенческие качества субъекта. Моделирование может быть также использовано как способ активного обучения тренинговых групп. Важную роль в этом случае играет групповой фактор, который даёт так называемый эффект резонанса [Растянников П.В., 1994. С. 210-229]. Внешнее воздействие, направленное на группу, вызывает в ней ряд индивидуальных откликов, что влияет на внутригрупповые процессы и приводит к значительному усилению (ослаблению) результата воздействия [Славсон С.Р., 2000. С. 508-530]. Анализируя возможности моделирования как процесса воздействия на личность, П.В. Растянников выделил следующие составляющие: реальность, которая является моделью; реальность, которая моделируется; субъект моделирования. Для того чтобы модельное отношение привело к желаемому результату, необходимо должным образом репрезентировать модельную ситуацию. Автор настаивает на том, что модельной ситуацией может быть любая объективно существующая ситуация, с которой сталкивается группа. Таким образом, основную роль в воздействии модельной ситуации на личность играет абстрактный характер модели. Важное значение имеют личностные качества субъекта моделирования [Растянников П.В., 1994. С. 210-211]. Как было доказано В.В. Зеньковским, игровая деятельность позволяет создать такую модель ситуации, которая не нуждается в дополнительной репрезентации, поскольку представляет собой модель, разрабатываемую самими участниками. Модель должна обладать некоторыми свойствами, присущими моделируемому объекту; выбор свойств осуществляется в соответствии с целью моделирования. В процессе игры между участниками происходит обсуждение того, какие признаки моделируемой ситуации являются наиболее значимыми; развёртывание игры позволяет проанализировать, правильно ли были выбраны признаки. Игровая деятельность способствует формированию наиболее адекватных представлений об отображаемой ситуации.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.