Для того чтобы оценить эффективность данной методики, нами было проведено повторное исследование группы после изучения учебно-тренингового курса. Регулярное выполнение моделей, интеллектуальных, логических тестов и заданий, способствующих развитию мышления, быстрому переключению внимания на решение задач разного типа и использованию разнообразных навыков и способностей (визуального, языкового, практического, математического интеллекта) привело к тому, что за 3 месяца 82% группы смогло значительно улучшить способности к успешному выполнению разных видов деятельности. Тогда как в начале 24%. Об этом свидетельствуют результаты тестирования интеллектуальной лабильности. После прохождения курса не выявлено ни одного студента обладающего очень низким уровнем лабильности. У студента отнесенного к данному уровню до прохождения учебно-тренингового результат улучшился до уровня низкой лабильности.
Тестирование «опосредованное запоминание» показало, что потребность в привязке рассуждений к конкретному объекту усилилась. Данный тип мышления стал преобладающим у 88% студентов, по сравнению с 75% в начале исследования. При этом увеличилось использование для запоминания абстрактных изображений (на 10%), знаков и символов, что свидетельствует о стремлении к самостоятельному построению понятий, теоретических заключений. Это в свою очередь способствует улучшению способности к обучению. Необходимо также отметить тот факт, что произошло значительное снижение неправильного воспроизведения слов (почти на 20%).
Использование в работе мышления разного типа, появление способности к построению логических схем деятельности и улучшение показателя лабильности отразилось не только на индивидуальном, но и коллективном выполнении работы. При координации групповой работы стали строить логические схемы выполнения заданий (цель – задачи, порядок действий – распределение обязанностей).
Усвоение навыков командной работы позволило повысить качество и скорость решения профессиональных задач. Если в начале курса группе требовалось 1-2 занятия для решения одной и той же задачи, то в конце для выполнения гораздо более сложных заданий (требующих изучения в короткий срок принципиально новой информации, не связанной с традиционной деятельностью и осваиваемой профессией) стало достаточно одного и то не полного.
Освоение алгоритма решения задач, а не изучение типовых заданий, привело к тому, что группа без труда выполняет поставленные задачи даже в малознакомой сфере.
Социометрическое исследование показало, что за три месяца исследований значение коэффициента эмоциональной сплоченности и снизился с 33 до 26 % (рис.11), что сделало группу более управляемой. Увеличение разнородности мнений способствует повышению продуктивности творческой и интеллектуальной работы в группе.
Рис.11. Показатель эмоциональной сплоченности
- февраль до изучения учебно - тренингового курса
- май после изучения учебно - тренингового курса
Показатель уровня формальной сплоченности увеличился с 26 до 30% (рис.12.), следовательно, усилилась направленность на достижение формальных целей группы – обучение, приобретение профессиональных знаний и навыков.
Рис.12. Показатель сплоченности в формальной сфере
- февраль до изучения учебно - тренингового курса
- май после изучения учебно - тренингового курса
Что касается неформальной сферы, то здесь также произошло снижение коэффициента с 28 до 24% (рис.13). Это свидетельствует о том, что группа становится наиболее управляемой и менее подвержена мнению большинства.
Рис.13. Показатель сплоченности в неформальной сфере
- февраль до изучения учебно - тренингового курса
- май после изучения учебно - тренингового курса
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.