Малые группы, отношения в которых определены должностными и квалификационными нормативами, являются формальными. Подвид формальных – группы с внешним статусом. Внешний статус – совокупность ожиданий окружающих по отношению к участникам группы. «Определяющим признаком группы с внешним статусом является долговременное управляющее воздействие этого статуса на группу» [Багрецов С.А. и др., 1999. С. 27 - 30]. Возможна также классификация малых формальных групп по типу основной деятельности: расчет, смена, производственный, научный, спортивный коллективы, небольшие воинские подразделения, учебные группы вузов [Багрецов С.А., 1999. С. 23]. Автор отмечает, что понятия «контактная группа» и «малая группа» не являются взаимозаменяемыми, поскольку на производстве и в организациях существуют контактные группы, состоящие из нескольких десятков человек. Являясь, как правило, формальными, эти группы состоят из неформальных подгрупп.
По существующим классификациям, группы, рассматриваемые в дипломной работе, можно определить как малые, учебные, формальные, наделенные внешним статусом, а также естественные, организованные, открытые, временные. Референтность группы для индивида, входящего в нее, является динамическим показателем, который возрастает в ходе эксперимента.
Члены группы взаимодействуют в процессе какой-либо деятельности. Как форма активности, связанная с определёнными психическими процессами, деятельность обладает определёнными свойствами, включает в себя ряд элементов и связи между ними. Структура деятельности и, в частности, структура деятельности малой формальной группы, представлена в следующем параграфе.
Деятельность является способом взаимодействия с окружающей средой, посредством которого человек преобразует среду так, чтобы с её помощью удовлетворять свои потребности. Виды деятельности выделяются в зависимости от того, к какой сфере повседневной жизни относится предмет деятельности, насколько значима данная сфера для человека, обратимы ли происходящие с окружающей средой изменения, нормирована ли деятельность.
Как отмечает Н.И. Шевандрин, в деятельности человека можно выделить две функционально взаимосвязанные стороны: побудительную и регулятивную. Побудительная сторона обеспечивает активность и направленность деятельности, регулятивная обеспечивает организованность и результативность деятельности в различных условиях. Побудительная сторона деятельности иначе может быть названа мотивационной сферой [Шевандрин Н.И., 1999. С. 193-194]. Регулятивная сторона деятельности включает в себя Я-концепцию, самооценку, самоанализ, переживание вероятных последствий деятельности.
В структуру деятельности входят следующие элементы: предмет деятельности, цель, мотив, отдельные операции (действия), результат деятельности и его оценка. Некоторые авторы включают в структуру деятельности также её ориентировочную основу, содержащую информацию, необходимую субъекту для выполнения данной деятельности [Талызина Н.Ф., 2001. С. 3-16]. На функциональном уровне деятельность включает в себя исполнительную (рабочую), ориентировочную (управленческую), контрольную и коррекционную части. При деятельностном подходе наибольшее внимание уделяется содержанию действий, которые субъект выполняет при решении проблемы. Деятельность сопровождается самоанализом и переживаниями. Процесс выполнения деятельности и результат изменяют самооценку.
Предмет деятельности, цель, совокупность задач, в которых эта цель реализуется, мотив, отдельные действия, результат, оценка результата по отношению к деятельности человека в малой формальной группе имеют ряд принципиальных особенностей.
Содержанием деятельности является преобразование качественных или количественных признаков предмета деятельности, при помощи выбранных или заданных средств деятельности, в соответствии с требованиями, предъявляемыми к порядку и объёму выполняемых действий, до уровня, заданного целью деятельности.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.