В современных исследованиях совместной профессиональной деятельности основное внимание уделяется анализу специфики малой группы как коллективного субъекта деятельности. Структура совместной деятельности также рассматривается через призму особенностей, связанных с возможностями выполнения работы в группе. Предметом совместной (коллективной, групповой) деятельности, как считает А.Л. Венгер, является её социально заданное содержание (обучение, воспитание, выживание и т.д.).
Содержательные возможности совместной деятельности относятся к навыкам использования средств деятельности, к навыкам выполнения отдельных действий, к порядку выполнения действий, к информации, позволяющей оценить состояние предмета деятельности и спланировать необходимые действия. Участники группы обладают знаниями и навыками, сформировавшимися в процессе развития, взросления, обучения. Поскольку в каждом отдельном случае этот процесс определяется неповторимыми факторами, объем знаний и умений каждого члена группы также является неповторимым. Совокупность этих знаний и навыков представляет собой информационно-техническую базу, находящуюся в распоряжении каждого участника группы. Кроме того, члены группы могут выполнять ряд действий одновременно. Это повышает темпы выполнения работы и вносит в деятельность элемент комбинаторики: распределение действий между разными людьми приводит к тому, что каждый участник деятельности переосмысливает выполняемое действие в соответствии с тем, как он представляет себе содержание и результат предыдущих действий, выполненных не им. Таким образом, в коллективной деятельности неизбежно присутствует элемент случайности, который отрицательно влияет на возможность предположить результат и положительно влияет на возможность достигнуть максимального результата.
Каждый участник группы обладает информационными, временными и творческими ресурсами всех других членов группы. Это повышает содержательные возможности деятельности индивида в малой формальной группе.
Чем выше уровень взаимосвязанности членов группы, чем выше показатели сплочённости, значимости формальных взаимодействий для участников, тем сильнее влияние господствующих в группе представлений о правилах выполнения, возможных средствах, необходимом результате деятельности. В случае, когда коллективные представления о деятельности вступают в противоречие с индивидуальными, человек подвергается давлению большинства в группе и выполняет работу не так, как выполнил бы её самостоятельно. Такое влияние коллективных представлений о деятельности на отдельных членов группы снижает возможность достигнуть максимального результата, но повышает предсказуемость результата деятельности.
Каждый участник обязан согласовывать свои действия с другими членами группы, тем точнее, чем выше показатель сплочённости. Это снижает содержательные возможности деятельности индивида в малой формальной группе.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.